Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. Это проистекает из нескольких нормативных правовых актов:
— указа Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» 1993 года;
— Конституции РФ;
— федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» (закрепляет, что такого рода передача/делегирование возможно при выделении соответствующего объема материальных и финансовых ресурсов для решения поставленных задач).
Местное самоуправление, как это следует из положений бюджетного законодательства, может получать субсидии, субвенции и дотации.
Компенсация передаваемых государственных полномочий осуществляется за счет субвенций.
Рассмотрим некоторые основы функционирования данного института в праве и теории.
Субвенция с экономико-юридической точки зрения является видом денежного финансирования местных органов власти, выдаваемого на определенный срок и на конкретные цели. Она возвращается в случае выявления фактов нарушения использования выделенных средств — при, например, направлении денег не в указанных целях, не в установленные законом сроки или при стандартном неиспользовании.
Признаками субвенции считаются срочность и целенаправленность (средства поступают априори в короткий период времени на конкретные нужды контрагентов [3]).
Субвенции подлежат обязательному бюджетному контролю. Под ним понимается деятельность госорганов по отслеживанию аспектов формирования и реализации денежных средств на территории муниципального образования.
Задачами бюджетного контроля называют:
— формирование и исполнение бюджетов разных уровней;
— бюджетную отчетность (необходимость представления ОМСУ специализированного отчета о проделанных расходах);
— ведение учета бюджета;
— разработку федеральных и государственных программ по поддержке ОМСУ [2].
Из-за недостаточной регламентации в законодательстве в среде ученых возникли многочисленные споры по вопросу: если государственные полномочия вполне официально переданы ОМСУ, то являются ли они по своей сути и значению в дальнейшем государственными? Не становятся ли в таком случае они муниципальными, не снижается ли их роль и значение в общегосударственном масштабе?