Цена договора строительного подряда при реализации любых проектов остаётся наиболее актуальной проблемой. Эта проблема была характерна как для 1993 года (когда впервые возникли договорные отношения в сфере строительства), так и для сегодняшнего дня.
Хотя, конечно, нормативное правовое регулирование 1993 и 2019 годов существенно отличается друг от друга (старый Федеральный закон 2005 года о контрактной системе был отменен в 2013 году), однако подзаконного регулирования цен на контракты так и не появилось, а начальная / максимальная цена планируемого договора в законодательстве до сих пор не была обозначена.
В результате в 80 процентах тендеров победитель конкурса получает весь контракт по стартовой цене. Это происходит из-за того, что в тендере участвует либо один субъект (который и выбирается победителем), либо два субъекта (один из которых играет роль спойлера, легитимизирующего заключаемый договор).
До сего дня аспект установления данной цены регламентируется только тремя документами.
Федеральный закон № 44. В статье 22 ФЗ указывается, что начальная /максимальная цена контракта определяется на основе нескольких методов или одного метода:
• метод анализа рынка;
• нормативный метод;
• метод тарифа;
• проектно-сметный метод.
Метод сопоставимых рыночных цен, указывается в законодательстве, заключается в том, что устанавливается единая начальная /максимальная цена контракта. Эта цена устанавливается на основе информации о тех ценах, которые действуют в данный момент времени «на рынке». Для этого заказчик вынужден обращаться к потенциальным контрагентам участника торгов в целях выяснения рыночной цены на определенную услугу, работу или товар (второй вариант получения информации — использование открытых данных, размещенных в сети Интернет).
Нормативные метод — расчет начальной цены контракта предполагается в федеральном законодательстве, отступления от установленных показателей практически невозможны.