По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1

Начала и концы. Очерки литературного премиеведения

Люсый Александр Павлович АНО ВО «Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина», Россия, 123007, Москва, Хорошевское шоссе, 32А, E-mail: allyus1@gmail.com

Пространство русской словесности покрыто сетью литературных премий, которые теперь по-своему структурируют пространство литературной жизни, расписывая особый литературный календарь. Всё началось с Русского Букера, первый провокативный лауреатский выбор которого немедленно породил «Антибукер». Но последний не пережил родителя-вредителя, хотя и породил (невольная библейская стилистика!) в свою очередь, в пику склонного к ужину родителя, жанр премиального «литературного обеда», возрожденного премией «Большая книга». Так сложился реальный ритм текущей литературной жизни. Предлагаемое литературное обозрение, извлеченное из книги автора «Поэтика предвосхищения: Россия сквозь призму литературы, литература сквозь призму культурологии» (М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011) максимально приближено именно к этому жанру, почему и показалось редакции не устаревшим.

Литература:

1. Волков Ю. Царь-Эдип / Ю. Волков. — М.: Терафим, 2006. — 623 с.

2. Караковский А. Паразитный текст и массовое книгоиздание / А. Караковский // Вопросы литературы. — 2011. — № 3. — С. 95–112.

3. Нет времени на медленные танцы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://black-falls.livejournal.com/16363.html?mode=reply (дата обращения: 01.06.2017).

4. Проханов А. Надпись / А. Проханов. — М.: Ad Marginem, 2005. — 640 с.

5. Славникова О.А. 2017 / О. А. Славникова. — М.: Вагриус, 2006. — 544 с.

6. Слаповский А. Оно / А. Слаповский. — М.: Эксмо, 2006. — 304 с.

7. Стахов Д. Анафаза / Д. Стахов. — М.: Эксмо, 2009. — 448 с.

8. Улицкая Л. Люди нашего царя / Л. Улицкая. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с.

9. Черчесов А. Вилла Бель-Летра / А. Черчесов. — М.: Время, 2006. — 384 с.

10. Шишкин М.П. Венерин волос / М. П. Шишкин. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 540 с.

Статья поступила 15.08.2017 г.

Славниковская (синоним — «вкусная») проза усеяна своеобразными гастрономическими образами. Как в момент близости смотрит на возлюбленную, представившуюся ему «Таней», герой Иван Крылов? «Соски ее были большие и мягкие, как переспелые сливы, на узком, немного осевшем животе обнаружился шрам, похожий на нитку вареной лапши».

Это при том, что она в целом предстает как почти бесплотное существо: «…Он увидел, что от ее купания даже не запотело зеркало». Ему приходилось буквально будить ее длинное тело, покрытое мурашками, напоминающими снежную крупу. В итоге кожа становилась «пившейся как тонкая сметана с ее гармоничных, дивно отшлифованных костей». «Знаменитые рифейские дожди со снегом» в его памяти — «холодная овсянка на воде, на вкус отдающая углем» (ясно, что в действительности это само по себе не вкусно, но здесь это ведь только ингредиент). Высоковольтная вышка тонет в свечении нередкой на Урале летающей тарелки, опять-таки «будто ложка в сметане». Минералогический наставник Ивана профессор, использующий свой аквариум в качестве оптического сейфа для драгоценных самоцветов, оставлял рыбам «их стихию осевшей и мутной, будто выкипевший суп». Правая фара автомобиля у нанятого минеральными конкурентами соглядатая Иваном была «как яйцо, с кровянистым желтком».

Апофатическим элементом литературной гастрономии всегда был голод. В экспедиции старателей (хитников): «Голод, подступая, был как длинный поцелуй взасос, от которого совсем пустело в животе». В итоге именно голод, а не способы его удовлетворения, в каковых автор, как отмечено выше, знает толк, становится своеобразной единицей измерения времени и пространства: «Собственно, хитники почти уже съели свою обратную дорогу». Готовя читателя к принятию литературно более калорийной метафизической пищи, наша кулинарная хозяйка вместо меню предлагает классификацию типов и стадий голода: «Анфилогов знал, что человек может месяц не принимать еды и остаться в живых. Но это если он лежит в кровати, под наблюдением медиков и забастовочного комитета… Анфилогов знал, что голод, овладевая человеком, способен на спецэффекты: какое-нибудь дикое место вдруг предстается родным, как собственный дачный участок… Анфилогов знал, что состояние голода сходно с состоянием гипноза, и теперь въяве ощущал первые подступы этого мягкого транса. Каждое утро ему казалось, будто он уже принял решение сворачивать лагерь и теперь его осуществляет. Одновременно он ощущал себя вблизи своих шурфов абсолютно как дома; поцелуи голода будили в нем какую-то мечтательную чувственность, желание женщины, субтильной и бледной, с тонкими косточками, вместе составляющими совершенный скелет, с маленькими молочными железами, припухлыми, будто детские гланды» [5, c. 134]. При всей метафизичности голод не теряет у Славниковой и конкретно-исторического измерения. Граждане в целом сохраняют генную память о голоде, которая при обострении способна поднять их на новый 17-й год, только 2017-й. Фантастический элемент присутствует в 2017-м, в отличие от традиционных антиутопий, где-то на заднем плане, как радиотреп, который обычно не замечаешь, включая сознание только при прогнозе погоды. Размышления разбогатевшей жены Ивана Тамары о ставших никому не нужными в современном информационном мироустройстве человеческих миллиардах, не умеющих вынести самих себя, обостряются неспособностью этих масс найти новые формы социального протеста, который, в ходе переодевания протестующих в старые одежды «красных» и «белых», приобретает характер политтехнологического фарса. Славникова трезво констатирует закрытие гуманистического проекта, что корреспондирует с идеями современных «новых левых» философов Э. Балибара и И. Валлерстайна, что это две тысячи лет назад идеи о том, что «нет ни эллина, ни иудея» находили питательную почву среди самых обездоленных людей. Теперь же нация, раса и класс служат для них убежищем. И если одно из этих убежищ рассыпается, то они быстро переходят в соседнее, чем и объясняется столь стремительные колебания от одного к другому, при всей их кажущейся несовместимости.

Для Цитирования:
Люсый Александр Павлович, Начала и концы. Очерки литературного премиеведения. Вопросы культурологии. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: