Наставничество в медицинской среде является неотъемлемым средством передачи знаний, навыков от старшего поколения — младшему, от более опытного специалиста — менее опытному. В этой связи наставничество в медицине представляется как часть профессиональной культуры, которая складывалась на протяжении многих веков [1].
Хочу рассказать о человеке, наставнике, талантливом и мудром руководителе, добром отзывчивом человеке, красивой женщине — Ольге Андроновне Кожуховой.
Ольга Андроновна родилась 28 октября 1937 года в селе Каранды Сорожского района Карело-Финской АССР. Во время Великой Отечественной войны она вместе с родителями была эвакуирована в Сибирь, а за год до Великой Победы семья переехала на Украину, в город Прилуки Черниговской области. На Украине окончила среднюю школу и Львовское медицинское училище № 1, получила распределение в Львовский областной здравотдел. Перед тем как приступить к профессиональной деятельности, Ольга Андроновна решила погостить в Куйбышеве у брата. Во время пересадки на Московском железнодорожном вокзале у девушки похитили сумочку, в которой были деньги и все документы. С большими сложностями она доехала до Куйбышева, где заявила о краже в милицию.
Процесс восстановления документов был не быстрый, и, получив временное удостоверение личности, Ольга Андроновна устроилась акушеркой в родильный дом. Но молодой специалист не смогла работать в акушерской службе: «Каждые роды — я сама рожала», — так о себе сказала Ольга Андроновна.
В 1957 году Ольга Андроновна поступает на работу в Куйбышевскую психиатрическую больницу в 10-е отделение (рис. 1, 2).
Вспоминая то время, Ольга Андроновна отмечает мрачность атмосферы больницы, неухоженность больничной территории, отсутствие асфальтированных дорожек, недостаточное количество одежды для больных, трудности доставки питания и питьевой воды, которые привозились на лошадях, отсутствие каких-либо лекарств. Помещения больницы и деревянные постройки, в которых жили сотрудники, отапливались примитивными печками. Из положительных моментов вспомнились лишь два: «…отношение персонала к пациентам всегда оставалось доброжелательным и внимательным, а питание больных было весьма приличным…»