Статья поступила 16.05.2016 г.
Сегодня очевидна и хорошо осознается особая роль школы в воз рождении русской культуры, русского языка.
Недавно прогрессивная общественность России отмечала 80-летний юбилей просветителя, историка, писателя В. Н. Ганичева, человека, внесшего огромный вклад в русскую историю и литературу, защиту русского слова. «Нам предстоит большая работа, завещанная русской классикой, по защите русского языка и участию в создании русской национальной школы, — пишет он. — Без учителя, который подведет школьника к истине, к художественным ценностям, к пониманию своей Родины, мы ничего не добьемся, то есть не сохраним языка, не научим распознавать добро и зло»1.
За восстановление русской национальной школы высказались многие известные писатели России.
В. Г. Распутин: «Образование в России должно строиться на отечественном опыте. Русская школа воспитанию души отдавала первое место. Если мы отстоим школу, то отстоим и Россию». (Из телеграммы участникам Всероссийской конференции «Русская современная школа»).
В. И. Белов: «Русская школа, построенная по заветам наших великих национальных учителей, на основе могучей русской культуры, позволит избавиться от современной смердяковщины, внедрившейся в Россию. Хочется верить в это. Школа русская — больше не во что верить». (Из письма И. Ф. Гончарову).
В. Н. Крупин: «…Сейчас, если мы не обратимся к национальному воспитанию в национальной школе, то Россия будет обречена». (Из письма И. Ф. Гончарову).
Много уже наработано, в частности, в Центре национального образования Герценовского педагогического университета и в отделении «Русская национальная школа» ПАНИ. Опубликовано более 300 работ. Из них более 80 непосредственно посвящены проблемам русской национальной школы. «Доктрина русского национального образования», разработанная в учебно-методическом Центре национального образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и в отделении «Русская национальная школа» Петровской академии наук и искусств, опубликована во множестве изданий, в том числе и в центральных журналах («Народное образование», «Воспитание школьников», «Образование в современном мире», «Москва»). Ее содержание подробно, на 19 страницах, изложено в «Энциклопедии образовательных технологий» Г. К. Селевко и в книге академика ПАНИ И. Ф. Гончарова «Русская современная школа: Концепция» (СПб., 2004), в работах Т. К. Донской и др. Правительством Москвы 19 августа 1997 г. было утверждено «Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве». Как жаль, что все это не названо кратко и емко — русская школа. Движение «Русская современная школа» все шире и глубже заявляет о себе в воспитательно-образовательной системе школ России. За последние годы проведены десятки всероссийских научно-практических конференций, в которых участвовало более двух тысяч представителей педагогической общественности из 29 регионов страны. Проведены семинары по русской национальной школе в 30 городах России и СНГ. К настоящему времени движение «Русская современная школа» охватывает сотни общеобразовательных школ. Среди них: 15-я школа на Вологодчине, 41-я — в Костроме, 5-я — в Пензе, 7-я — в Иванове, 94-я — в Орле, 46-я — в Новоуральске, 6-я — в Петербурге, 10-я гимназия — в Ленинградской области, 12-я — в Якутске. В этих школах преподаются новые предметы: «Русский национальный характер», «Светочи России», «Святыни России», «Русская цивилизация», «Культурная антропология русского народа» и др.2 К примеру, в средней школе № 41 г. Костромы в учебном плане появились такие предметы, спецкурсы, как: «Светочи России», «Природные святыни России», «Русская душа», «Русский фольклор», «Россия и Зарубежье», «Русская мастерская», «Русские забавы», «Русская кухня», «Наш дом». Учителя школы сами разрабатывают эти программы.