По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.7

На пути к русской национальной школе

Воронцов Алексей Васильевич Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Россия, 190107, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 6, E-mail: vorontsov@assembly.spb.ru

В статье выражена озабоченность состоянием русского языка в отечественной средней школе. Автор рассматривает язык как явление социокультурного порядка, средство межнационального общения и сотрудничества, а также как объект образовательной и культурно-языковой политики. Показано современное состояние русского языка и его использования, выявлены тенденции, которые дают повод говорить о необходимости поддержки и защиты русского языка. Обобщен опыт российских и советских педагогов, способствующий национально-ориентированной методологии школьного образования.

Литература:

1. Бакун Д.Н. По-русски говорите, ради Бога! // Прямая речь. Мысли великих о русском языке. — М., 2007.

2. Бордовский Г.А. Единый государственный экзамен: ожидания и реальность // Вестник Герценовского университета. — 2008. — № 7.

3. Возрождение традиций русской школы //Информационно-аналитический и энциклопедический портал «Русская цивилизация». [Электронный ресурс.] URL: www.rustrana.ru

4. Воронцов А.В. С думой о России. — Псков, 2006.

5. Ганичев В.Д. Мы сохраним тебя, русское слово // Роман-журнал. — № 5. — 2007.

6. Гончаров И.Ф. Слово к читателям журнала // Русская национальная школа. — 2008. — № 1.

7. Губогло М.Н., Кожин А.А. Роль языка средств массовой информации в системе этногосударственных отношений // Справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ». [Электронный ресурс.] URL: www.gramota.ru

8. Губогло М.Н. Русский язык — национальное достояние народов России // Русский язык в странах СНГ и Балтии. Международная научная конференция, 22–23 октября 2007 г. — М., 2007.

9. Дмитриев И. Языковые полицаи // Литературная газета. — 2008. — № 2.

10. Донская Т.К. Духовный свет русского слова, русской культуры. — СПб., 2006.

11. Донская Т.К. Государственнообразующая функция русского языка в РФ. — СПб., 2002.

12. Драничников. А.Ф. О развитии движения «Русская школа» в Костромской области // Медный всадник. — 2006. — № 22.

13. Запесоцкий А.С., Марков А.П. Становление культурологической парадигмы. — СПб., 2007.

14. Ильченко С.Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. — СПб., 2008.

15. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий // Собр. соч.: В 10 т. — М., 1994. — Т 3.

16. Ирзабеков В. Тайны русского слова. Заметки нерусского человека. — М., 2007.

17. Клемперера В. Язык третьего рейха. Записная книжка филолога. — М., 1998.

18. Козырев В.А., Черняк В.Д. Речевой портрет современного студента: характеристика словарного запаса // Вестник Герценовского университета. — 2007. — № 8.

19. Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. Русский язык в современном Казахстане // Русский язык в странах СНГ и Балтии: межд. науч. конф. — М., 2007.

20. Лихачёв Д.С. Раздумья о России. — СПб., 2004.

21. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Избранные труды по русской и мировой культуре. — СПб., 2006.

22. Многоязыкая лира России // Литературная газета. — 2008. — № 25.

23. Молчанов А.И. Национальная языковая политика советского государства // Россия, Украина и Белоруссия от Н. Хрущева до «Беловежской пущи». — СПб., 2005. — Т. 2.

24. Муравьев С. Куда доведет русский язык // Литературная газета. — 2008. — № 25, 26.

25. Никонов В. Цели и задачи. Общность культуры, истории, будущего / Фонд «Русский мир». — М., 2007.

26. Парубченко Л.В. К дискуссии о ЕГЭ // Русская словесность. — 2008. — № 3.

27. Прямая речь. Мысли великих о русском языке. — М., 2007.

28. Прямая речь. Символ значимости русского языка // Литературная газета. — 2008. — № 25.

29. Раздобаров В.В. О положении соотечественников в странах СНГ и их поддержке Российской Федерацией // Агентство РИА «Новости». [Электронный ресурс.] URL: http://www.rian.ru

30. Распутин В.Г. Слово о русской школе, русском языке и литературе // Русская национальная школа. — 2008. — № 1.

31. Русский язык за рубежом. XI конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. — М., 2007.

32. Русский язык в странах СНГ и Балтии. Международная научная конференция. 22–23 октября 2007 г. — М., 2007.

33. Сабилло И.И. Обращаться со словом нужно честно // Мир гуманитарной культуры академика Д.С. Лихачёва. — СПб., 2003.

34. Савкова З.В. Искусство оратора. — СПб., 2003.

35. Слово на рубеже времен. XII съезд Союза писателей России. 23–25 мая 2004 г., г. Орел. — М., 2004.

36. Суперанская А.В. Русский язык начала XXI века // Журналистика и культура русской речи. — 2007. — № 3.

37. Тарасов М.Р. И. А. Ильин о русском языке // Русская речь. — 2007. — № 4.

38. Тарасов П. Нужна ли реформа современного русского языка? // Невский альманах. — 2007. — № 5.

39. Тарканов З.К. Год русского языка // Русская речь. — 2007. — № 4.

40. Тер-Минасова С.Г. Социальная роль русского языка в современных условиях // Язык и действительность: Сб. научных трудов памяти В. Г. Тока. — М., 2006.

41. Торин В. Массовая коммуникация. Исследования опыта Запада. — М., 2000.

42. Участники конференции призывают // Итоговый документ V науч.- практ. конф. «Сохранить язык — сберечь народ. Проблемы существования и сохранения русского языка». 24 октября 2007 г., Санкт-Петербург. — СПб., 2007.

43. Флитман А. Русофония или русофобия? Что на самом деле происходит с русским языком на постсоветском пространстве // Смысл. — 2007. — № 1.

44. Челышев Е.П. Русский язык как государственный язык Российской Федерации // Русский язык в странах СНГ и Балтии: межд. науч. конф. 22–23 октября 2007 г. — М., 2007.

45. Черняк М.А. Время читать? // Вестник Герценовского университета. — 55 2008. — № 1.

46. Швейцер А.Д. Социолингвистика. Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.

47. Юэхуа Цао. Жаргон в современной газетной публицистике // Русская речь. — 2005. — № 4.

48. Яценко Е. Жить в диаспоре. Способны ли русскоязычные сохранить великий и могучий? // Смысл. — 2007. — № 1.

49. Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура. — СПб., 2007.

Статья поступила 16.05.2016 г.

Сегодня очевидна и хорошо осознается особая роль школы в воз рождении русской культуры, русского языка.

Недавно прогрессивная общественность России отмечала 80-летний юбилей просветителя, историка, писателя В. Н. Ганичева, человека, внесшего огромный вклад в русскую историю и литературу, защиту русского слова. «Нам предстоит большая работа, завещанная русской классикой, по защите русского языка и участию в создании русской национальной школы, — пишет он. — Без учителя, который подведет школьника к истине, к художественным ценностям, к пониманию своей Родины, мы ничего не добьемся, то есть не сохраним языка, не научим распознавать добро и зло»1.

За восстановление русской национальной школы высказались многие известные писатели России.

В. Г. Распутин: «Образование в России должно строиться на отечественном опыте. Русская школа воспитанию души отдавала первое место. Если мы отстоим школу, то отстоим и Россию». (Из телеграммы участникам Всероссийской конференции «Русская современная школа»).

В. И. Белов: «Русская школа, построенная по заветам наших великих национальных учителей, на основе могучей русской культуры, позволит избавиться от современной смердяковщины, внедрившейся в Россию. Хочется верить в это. Школа русская — больше не во что верить». (Из письма И. Ф. Гончарову).

В. Н. Крупин: «…Сейчас, если мы не обратимся к национальному воспитанию в национальной школе, то Россия будет обречена». (Из письма И. Ф. Гончарову).

Много уже наработано, в частности, в Центре национального образования Герценовского педагогического университета и в отделении «Русская национальная школа» ПАНИ. Опубликовано более 300 работ. Из них более 80 непосредственно посвящены проблемам русской национальной школы. «Доктрина русского национального образования», разработанная в учебно-методическом Центре национального образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и в отделении «Русская национальная школа» Петровской академии наук и искусств, опубликована во множестве изданий, в том числе и в центральных журналах («Народное образование», «Воспитание школьников», «Образование в современном мире», «Москва»). Ее содержание подробно, на 19 страницах, изложено в «Энциклопедии образовательных технологий» Г. К. Селевко и в книге академика ПАНИ И. Ф. Гончарова «Русская современная школа: Концепция» (СПб., 2004), в работах Т. К. Донской и др. Правительством Москвы 19 августа 1997 г. было утверждено «Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве». Как жаль, что все это не названо кратко и емко — русская школа. Движение «Русская современная школа» все шире и глубже заявляет о себе в воспитательно-образовательной системе школ России. За последние годы проведены десятки всероссийских научно-практических конференций, в которых участвовало более двух тысяч представителей педагогической общественности из 29 регионов страны. Проведены семинары по русской национальной школе в 30 городах России и СНГ. К настоящему времени движение «Русская современная школа» охватывает сотни общеобразовательных школ. Среди них: 15-я школа на Вологодчине, 41-я — в Костроме, 5-я — в Пензе, 7-я — в Иванове, 94-я — в Орле, 46-я — в Новоуральске, 6-я — в Петербурге, 10-я гимназия — в Ленинградской области, 12-я — в Якутске. В этих школах преподаются новые предметы: «Русский национальный характер», «Светочи России», «Святыни России», «Русская цивилизация», «Культурная антропология русского народа» и др.2 К примеру, в средней школе № 41 г. Костромы в учебном плане появились такие предметы, спецкурсы, как: «Светочи России», «Природные святыни России», «Русская душа», «Русский фольклор», «Россия и Зарубежье», «Русская мастерская», «Русские забавы», «Русская кухня», «Наш дом». Учителя школы сами разрабатывают эти программы.

Для Цитирования:
Воронцов Алексей Васильевич, На пути к русской национальной школе. Вопросы культурологии. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: