Когда речь идет о понятии «мир», то обычно понимается совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, что обычно отражается в словарях и энциклопедиях (хотя наряду с этим употребляется в ином смысле как отсутствие войны). Нередко понятие «мир» ограничивалось всем тем, что существует на нашей планете, то есть имелся в виду земной мир. Но также понятие «мир» употребляется для той или иной области существования множества объектов и процессов, которые находятся в какой-либо сфере упомянутого более широкого мира (как, впрочем, и понятие глобального в обыденной речи используется как синоним чего-то большого, часто в пространственном отношении).
В природном отношении мир, существующий на нашей планете, всегда был глобальным с тех пор, как образовалась Земля. Глобальное в этом значении представляет собой общепланетарное в его пространственно-географической форме, то есть занимающее территорию всего земного шара (от лат. globus — «шар», охватывающий весь земной шар, планету в целом как космический объект) или большую часть его поверхности. То есть объективной основой глобального (как характеристики процессов, объектов и т.п.) является существование на земном шаре, и не случайно именно это планетарное происхождение глобальности видится в качестве исторически наиболее раннего.
После появления планеты происходили ее эволюция и развитие процессов и объектов (систем), находящихся на всей ее территории. Глобальные феномены в своей эволюционной форме представляют особый тип общепланетарного, или глобального, развития в контексте универсальной эволюции. Выявились этапы глобальной эволюции — космический, планетарный (когда возникают и развиваются жизнь и разум) и социоприродный, планетарно-космический, развертывающийся с участием человека, приступившего к освоению космоса. Универсальный (глобальный) эволюционизм сыграл важную методологическую роль в становлении эволюционной глобалистики и продолжает сохранять эту роль, поскольку его теоретико-методологический потенциал еще далеко не исчерпан.