По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

На основе принципа нейтралитета

Задачу разработать и утвердить Основы государственной политики в области развития местного самоуправления до 2030 года поставил Президент РФ В. В. Путин

По данным Минюста России, за последние пять лет перечень вопросов местного значения для каждого вида муниципальных образований особо не менялся. В настоящий момент за городскими поселениями и муниципальными районами закреплено 39 вопросов, за сельскими поселениями — 14, на городские (муниципальные) округа приходится 44 вопроса местного значения.

Несколько другая ситуация с правами органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. С 2017 года количество прав, предусмотренных федеральным законом № 131-ФЗ, у поселений выросло на три единицы, а у городских (муниципальных) округов — на шесть. Таким образом, к началу 2020 года за органами местного самоуправления поселений был закреплен перечень прав из 15 позиций, муниципальных районов — из 14 позиций, муниципальных и городских округов — из 18 позиций. В перечень прав органов местного самоуправления внутригородских районов включено шесть позиций. В конце 2020 года перечни прав всех вышеназванных муниципальных образований, кроме внутригородских районов, пополнились еще двумя позициями: предоставление жилого помещения участковому уполномоченному и членам его семьи; оказание помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Права органов местного самоуправления — благодатная тема для законодателя, поскольку наделение муниципалитетов правом не требует поиска и закрепления финансовых источников для реализации этого права. Возьмем, к примеру, федеральный закон № 464-ФЗ1 . Он наделил муниципалитеты правом оказывать помощь лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Этим же законом организация и осуществление данных мероприятий также были включены в перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет собственных средств бюджета.

Федеральный закон № 464-ФЗ — показательный пример того, что расширение перечня полномочий региональных властей и прав органов местного самоуправления, как правило, осуществляется без оценки финансовой потребности для их реализации. И такая практика при подготовке проектов федеральных законов является распространенной. Вместо того чтобы определить источник финансирования, закон № 464-ФЗ для реализации вышеназванного полномочия предлагает воспользоваться механизмом ГЧП, который на текущем этапе развивается крайне медленно. Поэтому очевидно, что без участия средств бюджетной системы РФ реализация мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии токсического опьянения, остается бесперспективным вопросом.

Для Цитирования:
На основе принципа нейтралитета. Глава местной администрации. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: