По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Мысли об «озеленении» медиаобразования

Антонио Лопес Италия, Рим, независимый исследователь, педагог, литератор.

В данной статье автор рассматривает проблему взаимоотношений экологического и медиаобразования. Антонио Лопес утверждает, что многие цели и устремления медиаобразования полностью соответствуют целям устойчивого развития, однако, чтобы по-настоящему «озеленить» медиаобразование, необходимо радикально переосмыслить многие исходные установки, которые приводят к дефициту в вопросе устойчивого развития среди сторонников медиаобразования.

Литература:

1. Bateson, Gregory. 2000. Steps to an ecology of mind. University of Chicago Press ed. — Chicago: University of Chicago Press.

2. Blewitt, John. 2009. The new media literacy: Communication for sustainability. In The handbook of sustainability literacy: Skills for a changing world., ed. Arran Stibbe, 220. — Totnes, UK: Green Books.

3. Bowers, C.A. 2009. The language of ecological intelligence. Language & Ecology 3 (1): 1–24, http://www.ecoling.net/bowers4.pdf.

4. Carey, James T. 2009. Communication as culture, revised edition: Essays on media and society (communication as culture). — Routledge.

5. Cox, Robert. 2009. Environmental communication and the public sphere. Second Edition ed. — Sage Publications, Inc.

6. Du Gay, Paul. 1997. Doing cultural studies: The story of the sony walkman. — London : Sage, in association with The Open University.

7. Illich, Ivan. 1973. Tools for conviviality. Open forum. — London: Calder and Boyars.

8. Lanier, Jaron. 2010. You are not a gadget: A manifesto. 1st ed. — New York: Alfred A. Knopf.

9. Maxwell, Richard, and Toby Miller. 2009. Talking rubbish: Green citizenship, media and the environment. In Climate change and the media (global crises and the media)., eds. Justin Lewis, Tammy Boyce, 17–27. — New York: Peter Lang Publishing.

10. Orr, David W. 1994. Earth in mind: On education, environment, and the human prospect. — Washington, DC: Island Press.

11. Shiva, Vandana, and Third World Network. 1993. Monocultures of the mind: Perspectives on biodiversity and biotechnology. — London; Penang, Malaysia: Zed Books; Third World Network.

Несмотря на возрастающий интерес к тому, чтобы направлять образование в направлении проблем устойчивого развития, пока еще очень мало примеров реализованных экологических подходов к медиаобразованию. При этом многие цели и устремления медиаобразования полностью соответствуют целям устойчивого развития. Как утверждает Джон Блевитт, медиаграмотность и экологическое образование имеют общие цели участия, действия и критического осмысления.

Но для того, чтобы по-настоящему «озеленить» медиаобразование, необходимо радикально переосмыслить многие исходные установки, которые приводят к дефициту в понимании целей устойчивого развития среди сторонников медиаобразования. Частично проблема заключается в отсутствии моста между экограмотностью и медиаобразованием. Во многом их подходы эпистемологически различны. Например, традиционный разрыв между биологическими, социальными и гуманитарными науками хорошо отражен в истории медиаисследований. За исключением Рэймонда Уильямса и недавно возникшей области экологической коммуникации, проблемы окружающей среды, как правило, не были связаны с другими вопросами социальной справедливости. Несмотря на то что такие проблемы, как расизм, сексизм, гомофобия и постколониализм, решаются посредством медиаобразования, проблемам окружающей среды не уделяется должного внимания.

Другой частью проблемы является предположение о том, что экологическое образование заложено в человеке природой и поэтому не входит в задачи медиаобразования. Критика технологий, которая должна быть основной работой медиапедагогов, обычно считается территорией так называемых неолуддитов. Я согласен с Джароном Ланье, который недавно сказал, что медиапользователям, инженерам и продюсерам должно быть дозволено обсуждать достоинства медиатехнологий, не подвергаясь остракизму со стороны цифровых утопистов. «Можно одновременно быть как медиапользователем, так и критиком», — рассуждает в своей книге «Инструменты для доброжелательности» Иван Иллич. Он утверждает, что существуют соответствующие человеческие принципы и их применение в рамках использования коммуникационных технологий.

Для Цитирования:
Антонио Лопес, Елизавета Карташова, Мысли об «озеленении» медиаобразования. Вопросы культурологии. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: