«Задача всякого работающего в искусстве непрерывно повышать в себе и в других уровень эстетической восприимчивости».
П.П. Муратов [10. С. 486]
Изделия традиционных народных художественных промыслов, в том виде, в каком они представлены в музейных собраниях в настоящий момент — как произведения высокого художественного уровня, образцы совершенного исполнительского мастерства их создателей, обладающие глубоким духовным содержанием, — стали восприниматься лишь во второй половине XIX века. Во многом это произошло благодаря активной гражданской позиции В.В. Стасова, который именно в предметах русского традиционного прикладного искусства видел высший уровень проявления национальности, духа народа, его вкуса, таланта [11]. Призывая к изучению многообразия подлинных предметов крестьянского быта, созданных с использованием различных художественных техник обработки материалов, он поддерживал и начинания передовой части русской интеллигенции в стремлении к сохранению и развитию традиционных народных художественных промыслов, формированию первых музейных и частных коллекций предметов бытового уклада.
Одним из знаменательных событий в истории собирания и изучения произведений художественных промыслов стало создание Кустарного музея в Москве (1882) и организация Музея памяти императора Александра III в Санкт-Петербурге (1898). Впоследствии часть собрания этнографического отдела второго музея стала базой для формирования коллекции отдела художественных ремесел (народного искусства) Государственного Русского музея.
Именно экспозиция народного искусства в Государственном Русском музее является той площадкой, на которой происходит воспитание личности и профессиональной культуры будущего художника традиционного прикладного искусства в Высшей школе народных искусств (академии) в рамках освоения теоретических профессиональных дисциплин. Одна из них — курс теории и истории традиционного прикладного искусства.
Введение теоретических профессиональных дисциплин в подготовку художников обусловлено современной социокультурной ситуацией: ориентацией на все большую культурологизацию образования [2, 3]; изменениями требований рынка труда и профессионального сообщества к компетентному специалисту, бакалавру, магистру; формированием устойчивого интереса общества к возрождению и продолжению традиций русского национального искусства. Иными словами, общество и культура требуют не просто мастера-ремесленника, блестящего исполнителя, но художника-творца, способного к генерированию, разработке и воплощению в материале новых оригинальных идей, творческих замыслов; в контексте традиционных народных художественных промыслов — с учетом сохранения их регионально-исторических художественно-технологических традиций [9]. Совокупность этих факторов детерминирует необходимость формирования не только профессиональных компетенций, но и широкого спектра общепрофессиональных и универсальных, что находит отражение в обновлении требований федеральных государственных образовательных стандартов.