По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музейно-выставочное пространство как ресурс профессиональной подготовки специалиста в области традиционного прикладного искусства

Ирина Куракина Высшая школа народных искусств (академия), Санкт-Петербург

Статья посвящена формированию профессиональной культуры будущих художников в области традиционного прикладного искусства в процессе приобретения самостоятельного опыта взаимодействия с произведениями искусства в пространстве постоянных музейных экспозиций и временных выставок. В качестве примера выбрана выставка «Христос в темнице».

Литература:

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский; сост. Н.Н. Фомина. — М.: Карапуз, 2009. — 420 с.

2. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в XXI век / В.С. Библер. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.

3. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры: Монография / Л.М. Ванюшкина, Е.Н. Коробкова. — СПб.: СПб АППО, 2012. — 176 с.

4. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Развитие через искусство: специфика организации исследовательской деятельности студентов художественного вуза // Вопросы культурологии. — 2017. — № 1. — С. 41–47.

5. Иорданов А. Что нужно знать о выставке «Христос в темнице» в «Манеже» // The Village. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/weekend/ art/338329-hristos-v-temnitse (Дата обращения 16.04.2019).

6. Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Коробкова Елена Николаевна. — СПб., 2004. — 232 с.

7. Луначарский А.В. Пермские боги // Об искусстве / Сост. И.А. Саца, А.Ф. Ермакова. — Т. 2. — М.: Искусство, 1982. — С. 234–241.

8. Макеева И.А. Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2011. — Том 17. — С. 164–168.

9. Максимович В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства / В.Ф. Максимович // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 387–400.

10. Муратов П.П. Образы Италии. — М.: Республика, 1994. — 592 с.

11. Суворова Е.И. В.В. Стасов и русская передовая общественная мысль. — Л.: Лениздат, 1956. — 152 с. — [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://www.biografi a. ru/arhiv/vvstasov03.html (Дата обращения 14.04.19).

«Задача всякого работающего в искусстве непрерывно повышать в себе и в других уровень эстетической восприимчивости».

П.П. Муратов [10. С. 486]

Изделия традиционных народных художественных промыслов, в том виде, в каком они представлены в музейных собраниях в настоящий момент — как произведения высокого художественного уровня, образцы совершенного исполнительского мастерства их создателей, обладающие глубоким духовным содержанием, — стали восприниматься лишь во второй половине XIX века. Во многом это произошло благодаря активной гражданской позиции В.В. Стасова, который именно в предметах русского традиционного прикладного искусства видел высший уровень проявления национальности, духа народа, его вкуса, таланта [11]. Призывая к изучению многообразия подлинных предметов крестьянского быта, созданных с использованием различных художественных техник обработки материалов, он поддерживал и начинания передовой части русской интеллигенции в стремлении к сохранению и развитию традиционных народных художественных промыслов, формированию первых музейных и частных коллекций предметов бытового уклада.

Одним из знаменательных событий в истории собирания и изучения произведений художественных промыслов стало создание Кустарного музея в Москве (1882) и организация Музея памяти императора Александра III в Санкт-Петербурге (1898). Впоследствии часть собрания этнографического отдела второго музея стала базой для формирования коллекции отдела художественных ремесел (народного искусства) Государственного Русского музея.

Именно экспозиция народного искусства в Государственном Русском музее является той площадкой, на которой происходит воспитание личности и профессиональной культуры будущего художника традиционного прикладного искусства в Высшей школе народных искусств (академии) в рамках освоения теоретических профессиональных дисциплин. Одна из них — курс теории и истории традиционного прикладного искусства.

Введение теоретических профессиональных дисциплин в подготовку художников обусловлено современной социокультурной ситуацией: ориентацией на все большую культурологизацию образования [2, 3]; изменениями требований рынка труда и профессионального сообщества к компетентному специалисту, бакалавру, магистру; формированием устойчивого интереса общества к возрождению и продолжению традиций русского национального искусства. Иными словами, общество и культура требуют не просто мастера-ремесленника, блестящего исполнителя, но художника-творца, способного к генерированию, разработке и воплощению в материале новых оригинальных идей, творческих замыслов; в контексте традиционных народных художественных промыслов — с учетом сохранения их регионально-исторических художественно-технологических традиций [9]. Совокупность этих факторов детерминирует необходимость формирования не только профессиональных компетенций, но и широкого спектра общепрофессиональных и универсальных, что находит отражение в обновлении требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Для Цитирования:
Ирина Куракина, Музейно-выставочное пространство как ресурс профессиональной подготовки специалиста в области традиционного прикладного искусства. Музей. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: