По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музей, трактор и образование

А.В. Карасев кандидат технических наук, научный сотрудник ИИЕТ РАН, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук, Москва, Российская Федерация

В декабре 1930 г. Наркомпрос РСФСР провел Первый Всероссийский музейный съезд. В этот период в стране была развернута культурная революция, осуществлялся политехнизация школы, отраслевая децентрализация ВУЗов, музейное дело перестраивали по социалистическим принципам с классовым подходом, отвергая всякую нейтральность. Кроме того, перед музеями ставились задачи по подготовке кадров специалистов в высшей школе, задачи политехнизации массовой школы. Технико-экономические музеи должны были выявлять производственные силы и производственные отношения общества. И.К. Луппол, на примере трактора рассказывал, как все без исключения музеи должны его демонстрировать. Трактору отводилась основная роль в процессе «переделки» людей, не считаясь их чаяниями. Культурная революция Наркомпроса имела негативные последствия.

Литература:

1. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1944, стр. 127–128.

2. Труды Первого Всероссийского музейного съезда. Том I. Протоколы пленарных заседаний 1–5 декабря 1930 г. Под редакцией И. К. Луппола. Учгиз — Наркомпрос. — М. 1931. С. 185–186.

3. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 778. Л. 11–12.

4. Второе Всесоюзное партийное совещание по народному образованию. Государственное Учебно-педагогическое из-во. — М. 1931. С. 16–17.

5. Труды Первого Всероссийского музейного съезда. Том I. Протоколы пленарных заседаний 1–5 декабря 1930 г. Под редакцией И.К. Луппола. Учгиз — Наркомпрос. — М. 1931. С. 178–180.

6. Второе Всесоюзное партийное совещание по народному образованию (апрель 1930 г.). Государственное учебно-педагогическое изд. Москва 1931. С. 121.

7. ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 660. Л. 22–27.

8. Пленум ЦК ВКП(б). Москва. 4–12 июля 1928 г. Резолюции пленума. Об организации новых (зерновых) совхозов // Печатается по тексту газеты «Правда», 1928, 13 июля, № 161.

9. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 749. Л. 4, 26-32.

10. Луппол И.К. О задачах «Советского музея» // Советский музей. № 1. 1931. С. 5.

11. Справка СПО ОГПУ по вопросу о подготовке кадров и настроении интеллигенции. 26 декабря 1932 г. Ф. 2. Оп. 11. Д. 34. Л. 59–88.

12. Юбилейный сборник / Ред. совет: А.А. Цибарт, П.В. Журавлев, А.М. Аравин, А.И. Фоминых. — Москва: Госмашиздат, 1933. с. 309–316.

13. Десятилетие Политехнического общества, состоящего при Императорском техническом училище. 1877–1887. — М. 1888. С. 21.

14. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 919. Л. 30.

15. АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 407. Л. 157–176.

16. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 456. Л. 66–109.

17. ЦА ФСБ России, № Р-2311, т. 1, л. 464.

18. Conzelmann T. Deutsch Museum von Meisterwerken und Technik. Runddgand durch die Sammlungen. Knorr & Hirth Kommanditgesesellschaft. München. 1942. S. 5.

19. Гессель К. Германский музей по естествознанию и техники в Мюнхене // Временник. 1911. Вып. 2. С. 43.

20. Шаховский В. В гостях у «Гигантов» // Смена. № 17. 1929. —М. С. 6.

21. Еремин А.С. «Всякие законы отпадают...» / Очерки истории Урала. Вып. 29. Екатеринбург. 2005. С. 5.

22. Колиснеченко С. Комбайнер — это звучит гордо. // Смена. №20. 1931. С. 6.

Первого декабря 1930 г. в Москве открылся Первый Всероссийский музейный съезд. Его созвал Народный комиссариат по просвещению Российской Социалистической Федеративной Республики (Наркомпрос РСФСР), который в соответствии с Декретом Совета Народных Комиссаров «О Народном Комиссариате по Просвещению (Положение)» с февраля 1921 г., кроме главных управлений «Социального воспитания и политехнического образования детей до 15-ти лет», «Профессионально-политехнических школ (с 15-ти лет) и Высших Учебных Заведений (Главпрофобр)», «Вшешкольное, ведающее всеми видами внешкольной, преимущественно политики-просветительской работы среди взрослых (Главполитпросвет), имел в составе своего академического центра «Главный комитет по делам музеев» [1].

Всего, по предварительным данным, в РСФСР имелось до 1200 музеев. Из них, приблизительно, 406 (данные на январь 1930 г.), находились в ведении Сектора науки Наркомпроса. На центральные города, Ленинград и Москву, приходилась одна треть музеев. Из 175 музеев, находящихся в Москве, 73% были организованы после октября 1917 г. Наркомпросом в Москве предусматривалось создание центральных музеев техники, кино-музея, и кабинета музееведения при научно-исследовательском институте методов музейной работы, предполагаемом к созданию в 1932 г. [2].

Основная задача проведения культурной революции, конечно, Наркомпросом отводилась политехнической школе. Под политехнизмом школы понималось ознакомление со всеми основными видами производства в теории и на практике. В рамках политехнизации Наркомпрос начал коренную реорганизацию высшей школы по линии «отраслевой децентрализации» путем раздачи ВУЗов и ВТУЗов по наркоматам, отраслевым объединениям и т. д. Так реализовывалась линия июльского и ноябрьского пленумов ЦК 1929 г. Втузы, индустриальные техникумы и технические факультеты вузов передавались в ведение ВСНХ СССР [3]. Успешность реформы, по мнению Народного комиссара по просвещению т. А. Бубнова зависела от непрерывной производственной практики [4], а не от возможности промышленности организовать учебный процесс.

Для Цитирования:
А.В. Карасев, Музей, трактор и образование. Музей. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала