По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музей техники как базис технических музеев и технической специальности «История техники» в СССР

Карасев А.В. кандидат технических наук, научный сотрудник, ИИЕТ РАН, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук, Москва, Российская Федерация

Научная дисциплина «История техники» возникла в Российской империи в Императорском Московском техническом Училище (ИМТУ), но не получила развитие. В конце 20-х, начале 30-х годов прошлого века в СССР на эту дисциплину обратило внимание руководящие круги Советской России в всеобщей технической пропаганды. В статье приведены аспекты, положившие начало преподавания дисциплины «История техники» в высших технических учебных заведениях страны. История техники рассматривалась как технологическая дисциплина необходимая часть профессиональной подготовки инженера, а не как общеобразовательная. В статье показана реализация концепции В.И. Вернадского о трёх необходимых условиях для успешного развития историко-научных исследований в стране: создание института по изучению истории знаний, музея истории науки и техники и специального научного журнала. С целью освещения широкого круга задач, поставленных перед историей техники, рассмотрена концепция Дворца Техники, решение, о создании которого было принято в 1931 г. по докладной записке Н.И. Бухарина о технической пропаганде и её организации. Приводится информация о поздних попытках создания Музея техники.

Литература:

1. Сидоров А.И. Очерки из истории техники. НТО ВСНХ РСФСР Серия 5. Инженерно-промышленная библиотека. № XIII-7. — М. Государственное техническое издательство. 1925. С. 1–2.

2. Сталин И.В. Сочинения. Т. 10. — М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1949. С. 271–353.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание 5. Т. 34. — М. Политиздат. 1969. C. 198.

4. О культурном строительстве. — М.: Работник просвещения, 1930. С. 184.

5. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 2.Д. 422. Л. 33.

6. Кржижановский Г.М. Введение. История техники. Сборник № 1. Издательство «За индустриализацию». 1934. С. 3–4.

7. Зворыкин А. Основные вопросы преподавания и изучения истории техники. История техники. Сборник № 1. Издательство «За индустриализацию». 1934. С. 10.

8. Маркс К. Капитал. Том 1. Издание 8. С. 378.

9. Cталин И.В. Сочинения: Т. 13. — М.; Тверь, 1946–2006. C.83.

10. Сталин И.В. Сочинения. Т. 13. — М.; Тверь, 1946–2006. стр. 41.

11. Юсупова Т.И. О создании Музея истории науки и техники в Ленинграде в 1988–1990 гг. Социальная история науки и образования. 2017. Т. 8 № 2. С. 10.

12. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 840. Л. 15–16.

13. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 886. Л. 1–36.

14. Программа всесоюзного двухстепенного конкурса на составление эскизного проекта Дворца техники в Москве / НКТП СССР, Управление по организации и строительству Дворца техники. Москва, 1933. — 110 с., ил.

15. Выставка «Наши достижения». История техники. Сборник № 2. Издательство «За индустриализацию». 1934. С. 196.

16. В.В. Вавилова составитель. Научное наследство. Т. 35. Сергей Иванович Вавилов. Дневники 1909–1951. В двух книгах. Книга 2. 1920, 1935–1951. Москва Наука 2012. С. 398.

17. Юсупова Т.И. О создании Музея истории науки и техники в Ленинграде в 1988–1990 гг. Социальная история науки и образования. 2017. Т. 8 № 2. С. 9–20.

О состоянии дисциплины «История техники» в России в первой четверти ХХ века проф. А.И. Сидоров рассказал в предисловии к своей работе «Очерки из истории техники». В сентябре 1924 г. он писал:

В общеобразовательной школе учащиеся получали мало сведений из истории Науки и Техники. Но не лучше обстояло и обстоит дело и в высшей школе. ...В результате создалось такое положение вещей, что историки вовсе не интересуются историей техники, и не занимаются ею; сами же инженеры и техники, занятые текущей работой на практике, тоже имеют мало времени и возможностей разрабатывать историю Техники. ...За границей давно уже все известные авторитеты указывают на желательность преподавания истории техники, а у нас Советское правительство не так давно признало необходимым ввести в высших технических школах преподавание Истории техники, и вообще уделяет ей серьёзное внимание.

Я уже более 20 лет интересовался этой стороной преподавания, и в читаемый мною в Московском Высшем Техническом Училище «Описательный курс Машин» ввёл давно исторический элемент (насколько позволяло время), который очень интересовал студентов, и собирал полную аудиторию. Уже 10 лет тому назад технический факультет М.В.Т.У. признал желательным введение такого курса, с поручением его мне, но по различным причинам, это не осуществлено и до сих пор [1].

В этот период СССР оставалась страной с отсталой промышленностью, с крайне низким уровнем механизация и моторизации всего народного хозяйства. В декабре 1927 г. на XV съезде ВКП(б) И.С. Сталин сказал: «Ленин был прав, говоря еще в сентябре 1917 г., до взятия власти большевиками, что мы, установив диктатуру пролетариата, можем и должны «догнать передовые страны и перегнать их также и экономически». Задача партии: закрепить достигнутый темп развития социалистической промышленности и усилить его в ближайшем будущем на предмет создания благоприятных условий, необходимых для того, чтобы догнать и перегнать передовые капиталистические страны» [2]. Слова В.И. Ленина были взяты из его работы «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» [3].

Для Цитирования:
Карасев А.В., Музей техники как базис технических музеев и технической специальности «История техники» в СССР. Музей. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: