По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музей кружева в Вологде: уникальное хранилище вологодской культуры кружевоплетения

Музей кружева в Вологде — крупнейший в России, его общая экспозиционная площадь составляет 1500 кв. м. В музее не только представлена история основания и развития традиционного художественного промысла региона, основная экспозиция посвящена также общемировым тенденциям развития кружевоплетения с конца XIX и до начала XXI века.

Литература:

1. «В руках бы подержать ее, вологодскую снежинку...» Рассказываем о зимних произведениях в Музее кружева / 22.01.2022 [Электронный ресурс]. — URL: http://cultinfo.ru/news/2022/1/vrukakh-by-poderzhat-ee-vologodskuyu-snezhinku (дата обращения: 22.01.2022).

2. Трунова Т. Музей кружева в Вологде / 18.05.2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://dorogamidushi.ru/muzej-kruzheva-v-vologde/ (дата обращения: 01.01.2022).

3. Музей кружева Вологодской области [Электронный ресурс]. — URL: https://vologdamuseum. ru/content?id=131 (дата обращения: 01.01.2022).

4. Система информирования об объектах культурного наследия Вологодской области [Электронный ресурс]. — URL: http://qr35.ru/ru/obekty/ o3510038000 (дата обращения: 01.01.2022).

Идея о создании в Вологде музея, посвященного истории кружева, принадлежит бывшему губернатору Вологодской области Вячеславу Позгалеву. В 2008 году инициатива была одобрена на федеральном уровне — ее поддержали Министерство культуры РФ, правительство и Президент России Дмитрий Медведев. Финансирование создания музея производилось в рамках программы «Наследие Вологодчины», направленной на сохранение культурного наследия региона. Художественным проектированием музея занимался вологодский художник-дизайнер Сергей Михайлович Иевлев, член Союза художников России.

Музей кружева в Вологде является одной из главных достопримечательностей города. Его экспозиция посвящена истории вологодского кружева — уникального народного декоративно-прикладного искусства, требующего высочайшего мастерства и филигранной техники. История вологодского кружевоплетения восходит еще к XVI–XVII векам, как промысел оно стало активно развиваться с XIX века. В то время кружево было невероятно модным, его плели дворовые в каждом дворянском доме. Образцы для плетения привозились со всего мира: из Бельгии, Франции, Голландии, Германии. Именно Западная Европа считается наиболее древним центром кружевоплетения.

Русские искусницы воплощали в жизнь самые модные тенденции XIX столетия, привнося в традиционное европейское кружевоплетение свое видение этого искусства. Именно так и зародилось вологодское кружево — в середине XIX века вологодская кружевница Анфия Федоровна Брянцева создала собственный, авторский способ плетения, который получил название «вологодский манер» и стал набирать популярность. Она смогла объединить русские традиции, свой творческий подход к кружевоплетению, искусные базовые приемы и создать уникальную технику.

Вологодское кружево — это разновидность русского кружева, плетенного на специальных деревянных палочках (коклюшках). Оно сочетает в себе народную самобытную красоту и аристократическое изящество кружева. Практически всегда вологодское кружево было белоснежным, плелось из льняной пряжи домашнего изготовления, отличавшейся повышенной прочностью.

Для Цитирования:
Инна Никифорова, Музей кружева в Вологде: уникальное хранилище вологодской культуры кружевоплетения. Музей. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: