В последние десятилетия музейная деятельность вышла на принципиально новый уровень осмысления накопленного опыта, в том числе и в образовательной практике. Все более устойчивые позиции в этом сегменте занимает социокультурный подход, причем не только в музейной практике, но и в образовательных системах.
Социокультурный подход является основополагающим методологическим инструментом изучения социума. Его суть заключается в попытке изучения общества как единства социальности и культуры, являющихся результатами деятельности человека. Социокультурный подход включает в себя три основных аспекта, тесно связанных между собой: культура как пространство ценностей, создаваемых человеком; непосредственно человек и его взаимоотношения с социумом; общество в качестве совокупности отдельных индивидов.
Трудно переоценить значение культуры и культурных ценностей в жизни общества. Без ценностей, знаний и норм, в том числе и этических, люди не могли бы выстраивать работу разных организаций и социальных институтов. При этом именно музейные институции, являясь центром хранения знаний, памятников, нормативных правил, ценностных ориентаций, выработанных цивилизацией, могут выступать в роли уникального интерпретатора культурного, социального, личностного опыта. Социальное в данном случае проявляется во взаимодействии самых разных людей в пространстве музея, причем вне зависимости от того, где они проживают или в какое время совершали свой культурный вклад. Культурное проявляется в музейных ценностях, имеющих значение для сохранения всей цивилизации и ее отдельных общностей, личностное — в смыслах и значениях, которыми эти ценности наделяет человек.
Такой взгляд на музей позволяет рассматривать его в процессе становления личности как инструмент, обеспечивающий различные стороны ее развития. Личность же, находясь в пространстве музея, обретает возможность проявить себя как субъект осмысления и восприятия разного знания, нематериального и материального культурного наследия.