По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музей как инструмент культурно-воспроизводительной деятельности в современном образовании

Образовательные возможности музея могут стать эффективным инструментом современных образовательных систем, ориентированных на личность человека в полноте ее культурно-воспроизводительной деятельности. В условиях поиска новых методов взаимодействия с личностью музей может сыграть решающую роль, обращение к социокультурному подходу как методологии работы музея радикально меняет всю концепцию коммуникации между культурой и социумом. Изучение образовательной деятельности музейных институций позволяет проанализировать взаимодействие образовательной среды и результаты образования в музее.

Литература:

1. Акулич Е.М. Музей как социальный институт // Социологические исследования. — 2009. — № 6. — С. 78–89.

2. Абрамян Э.С. Основания воспроизводственных процессов в культуре // Ускорение социально-экономических процессов и культурные проблемы социальной организации (основания исследования культурных процессов). — М., 1987. — С. 7–19.

3. Гнедовский М.Б. Музей в системе непрерывного образования. Серия: Музейное дело и охрана памятников. — М.: Экспресс-информ: НИО «Информкультур», 1990. — С. 16.

4. Библер В.С. Культура и школа XXI века // Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы: сб. ст. — Кемерово, 1993. — С. 35.

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 2004. — С. 148.

6. Суртаева Н.Н., Милованова Н.Г., Иванова О.А. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность в основе социокультурного подхода // Мир культуры, науки, образования. — 2019. — № 4 (77). — С. 73–75.

7. Коробкова Е.Н. Другой взгляд на открытое образование: социокультурный контекст // Педагогика искусства. — 2019. — № 2. — С. 21–28.

8. Сапанжа О.С. Музейное образование и музейная педагогика в российской академической традиции и практике музейного дела: границы использования понятий и их содержание // Общество: социология, психология, педагогика. — 2017. — № 1. — С. 35–44.

9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 219.

10. Петрунина Л.Я. От традиционного музея к социальному институту // Вопросы музеологии. — 2020. — T. 11, № (1). — С. 133–140.

В последние десятилетия музейная деятельность вышла на принципиально новый уровень осмысления накопленного опыта, в том числе и в образовательной практике. Все более устойчивые позиции в этом сегменте занимает социокультурный подход, причем не только в музейной практике, но и в образовательных системах.

Социокультурный подход является основополагающим методологическим инструментом изучения социума. Его суть заключается в попытке изучения общества как единства социальности и культуры, являющихся результатами деятельности человека. Социокультурный подход включает в себя три основных аспекта, тесно связанных между собой: культура как пространство ценностей, создаваемых человеком; непосредственно человек и его взаимоотношения с социумом; общество в качестве совокупности отдельных индивидов.

Трудно переоценить значение культуры и культурных ценностей в жизни общества. Без ценностей, знаний и норм, в том числе и этических, люди не могли бы выстраивать работу разных организаций и социальных институтов. При этом именно музейные институции, являясь центром хранения знаний, памятников, нормативных правил, ценностных ориентаций, выработанных цивилизацией, могут выступать в роли уникального интерпретатора культурного, социального, личностного опыта. Социальное в данном случае проявляется во взаимодействии самых разных людей в пространстве музея, причем вне зависимости от того, где они проживают или в какое время совершали свой культурный вклад. Культурное проявляется в музейных ценностях, имеющих значение для сохранения всей цивилизации и ее отдельных общностей, личностное — в смыслах и значениях, которыми эти ценности наделяет человек.

Такой взгляд на музей позволяет рассматривать его в процессе становления личности как инструмент, обеспечивающий различные стороны ее развития. Личность же, находясь в пространстве музея, обретает возможность проявить себя как субъект осмысления и восприятия разного знания, нематериального и материального культурного наследия.

Для Цитирования:
Александр Фролов, Музей как инструмент культурно-воспроизводительной деятельности в современном образовании. Музей. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: