Музей горной машинерии предлагает погрузиться в удивительный мир уральской горнозаводской старины: реальной и, в то же время, легендарной, а, благодаря ее певцу — Павлу Петровичу Бажову, даже сказочной.
Машинерия (устар.) — большое количество машин и механизмов.
Экспонаты собраны сотрудниками музея на заброшенных Боровском, Васильевском, Межозерном, Казанском, Кормовищенском, Покровском, Симеоновском, Спасском железных, Васильевском, Воскресенском, Конжаковском, Суходойском, Фроловском медных рудниках, Волчанском, Григорьевском, Лямпинском, Серебрянском — золотых, Конжаковском, Поповском, Сосновском, Юдинском платиновых приисках, и, конечно, на самом результативном — платиновом прииске Ободранный Лог.
Экскурсоводы заранее извиняются за режущее слух ударение на первом слоге в слове «добыча». Но испокон веков в горном деле употребляется именно такое его произношение. Так же, как и некоторые другие слова: кайла, грабля, шланга. И ведут посетителей по экспозиции музея под открытым небом. Руками трогать! Фотографировать нужно!
Приведем описание некоторых экспозиционных зон и экспонатов.
Грань лесов. Литеры «ГНЛКЗНТЗМП» значат: «Грань Назначению Лесов Кновостроющемуся Заводу Наречке Турье Заводчика Максима Походяшина». Такие литеры нарезал в 1759 году Петр Солонинин, отводивший леса к Турьинскому заводу Походяшина. Завод вскоре стал Богословским, а рудники, ему принадлежащие, по инерции остались по сей день Турьинскими. Конечно, это новодел, но из чурки 300-летнего кедра.
Медная гора. Натурально медный вид ей придают красноватые шлаки старинного Богословского медеплавильного завода, из которых она сложена. Мемориальная доска на Медной горе свидетельствует, что буквально на этом месте в 1760 году горнозаводчиком Максимом Михайловичем Походяшиным был основан Васильевский рудник — первый из Турьинских медных рудников. За Васильевским возникли другие походяшинские рудники: Суходойский, Ольговский, Фроловский… При рудниках возникло селение, долгие годы также называвшееся Турьинскими Рудниками (ныне город Краснотурьинск).