По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 009 DOI:10.33920/nik-02-2209-09

Музеологическое образование в контексте цифровой трансформации образовательного процесса: проблемы и особенности*

Калита Светлана Павловна доцент Российского университета дружбы народов, член Ассоциации Музеев России, кандидат культурологии, доцент, 117198, Российская федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, эл. адрес: sve-kalita@#yandex.ru

В статье анализируются проблемы музеологического образования в процессе цифровой трансформации. Показывается, что для решения музеологического образования необходимо устанавливать сотрудничество между кафедрой, где преподаются музейные дисциплины и конкретным музеем (неважно какого профиля, музеем с коллекциями), организовывать на базе музея и совместно с музеем производственные и преддипломные практики, просто отдельные музейные проекты разного вида и масштаба по всем направлениям музейной деятельности, будь то деятельность экспозиционная, культурно-образовательная, научно-исследовательская или фондовая. В статье оперделено, что музейная деятельность в современном мире, как и многие другие сферы, также подвергается цифровизации. Выявляются общие проблемы, стоящие перед сферами образования и музейного дела.

Литература:

1. Горелова С.И., Горелов О.И., Третьяков А.Л. Музейный комплекс МГПУ — инновационный социальный институт цифрового общества третьего тысячелетия // Туризм и музеи: синергетический эффект взаимодействия: сборник статьей. — Москва: Знание, 2020. — Часть 1. — С. 56–73.

2. Красильникова Е.В. О некоторых параметрах гуманитарной модели образования // Конкурентоспособность и инновационная активность АПК регионов: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Тверь: ТГСХА, 2018. — С. 323–325.

3. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. — С. 107–113.

4. Соммэр Д.С. В чём ценность человека? М.: Кодекс, 2018. — 192 с.

1. Gorelova S.I., Gorelov O.I., Tret'yakov A.L. Muzeynyy kompleks MGPU — innovatsionnyy sotsial'nyy institut tsifrovogo obshchestva tret'yego tysyacheletiya // Turizm i muzei: sinergeticheskiy effekt vzaimodeystviya: sbornik stat'yey. — Moskva: Znaniye, 2020. — Chast' 1. — S. 56–73.

2. Krasil'nikova Ye.V. O nekotorykh parametrakh gumanitarnoy modeli obrazovaniya // Konkurentosposobnost' i innovatsionnaya aktivnost' APK regionov: sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tver': TGSKHA, 2018. — S. 323–325.

3. Nikulina T.V., Starichenko Ye.B. Informatizatsiya i tsifrovizatsiya obrazovaniya: ponyatiya, tekhnologii, upravleniye // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 2018. № 8. — S. 107–113.

4. Sommer D.S. V chom tsennost' cheloveka? M.: Kodeks, 2018. — 192 s.

В настоящее время практически во всех сферах — экономике, образовании, культуре — происходят интенсивные инновационные процессы, которые могут серьезно изменить привычный социокультурный ландшафт. При этом трансформация модели обучения гуманитариев в эпоху информационного общества носит не просто предметный, но и социальный характер. Изменения отражаются буквально на всем: на системе, методах и процессе обучения студентов. Причем современные студенты — это новая генерация человечества, это поколение, для которых цифровая среда — родная. Поэтому чрезвычайно важно в текущем моменте исследовать уровни воздействия информации на процесс получения и усвоения знаний, а также понимать возможные последствия этого воздействия на молодежь. Вспомним, что еще до цифровизации современного образования была заявлена его гуманизация. С момента начала образовательной реформы вплоть до настоящего времени гуманизация образования является ведущим ориентиром современной государственной политики. Представляется, что процесс гуманизация современной системы образования является смыслообразующим направлением новой образовательной парадигмы [2, c. 323–325]. В связи с активным вторжением цифровизации в современную культуру некоторые представители ученой и педагогической общественности поспешили заявить о кардинальном изменении сущности образования, отмене его традиционного смысла, связанного с формированием личности, приобщением человека к духовным ценностям, и об утверждении новой концепции образования, формирующего цифровое сознание человека, адаптированного к цифровой культуре [3, c. 107–113].

Гуманитарные специализации в целом характеризуются перманентной сопряженностью с информационными потоками. Сегодня студенты всех направлений и студенты-гуманитарии — в том числе — являются активной мобильной социальной группой, четко мотивированной на достижение личностных и профессиональных успехов. Будучи одной из самых динамичных частей общества, студенчество быстро реагирует на малейшие изменения в его структуре, политические и экономические трансформации, улавливает новые технологические, культурные, образовательные тенденции. И некоторые гуманитарии находят себя в музейной профессии.

Для Цитирования:
Калита Светлана Павловна, Музеологическое образование в контексте цифровой трансформации образовательного процесса: проблемы и особенности*. Ученый совет. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: