Статья поступила 10.12.2020
Вначале определим основные этапы развития идей в рамках музееведения, результаты изучения которых были положены в основание концепции культурологической теории музейности.
1. Донаучный период с XVI до XIX в. Первые пробы научной интерпретации, связанные с музейной практикой и с познанием людьми прошлой и настоящей действительности природы и общества через музейные предметы. Музеографический этап донаучного периода ознаменован общественным признанием музея к концу XIX столетия [26].
2. XIX — начало XX в. Развитие музееведческих знаний в самих музеях; утверждение общественной значимости музея как социокультурного института, что определило необходимость профессиональной аутентификации сотрудников музея, усложнение направлений музейной деятельности, что порождало новые направления научного поиска.
3. Рубеж XX–XXI вв. Переходный этап в музейной практике, связанный с кардинальными изменениями музейного пространства и его смыслов. В свою очередь, третий период включает два временных этапа: первая половина XX столетия — этап профессиональной консолидации [22], повлиявший на этап развития музееведения как академической дисциплины, что определило новый этап — системного осмысления. Впервые осмысление границ и возможностей культурологического подхода было связано с пониманием его как подхода, основанного на принципе междисциплинарности.
Подобная позиция была обусловлена существующим представлением о культурологии как дисциплине, суммирующей многообразный материал наук, изучающих частные фрагменты культуры. На современном этапе развития культурологическое знание оказало непосредственное влияние на направленность музееведческих исследований. На музееведческие работы существенное влияние оказывают дискуссии по поводу определения самой ключевой дефиниции «культура».
Музееведческие исследования направлены на формирование новых знаний в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. Стратегия музееведческих исследований может быть обусловлена постепенным смещением проблематики от изучения музея как социокультурного института к изучению музея как культурной формы. Исследование исторических форм и типов, анализ морфологии в рамках музееведения позволят более четко представить тенденции и перспективы развития музейности и определить возможные варианты развития музеев в XXI столетии.