Подготовка и публикация нормативных правовых актов в РФ имеют определенную систему. На федеральном уровне принятие соответствующих законов предполагает детальное изучение их депутатами, сенаторами, в том числе путем привлечения общественных и научных консультативных советов.
Если вопрос касается подзаконного акта, разрабатываемого, например, федеральными органами исполнительной власти, то его проект публикуется в открытом доступе для получения откликов со стороны заинтересованных субъектов.
На региональном уровне формат оценки той или иной инициативы проходит примерно такие же этапы, как и на федеральном. Что касается муниципальных правовых актов, то требования к ним закреплены в новом федеральном законе, регламентирующем функционал ОМСУ.
Система муниципальных правовых актов включает в себя:
• правовые акты, которые были приняты на референдуме или сходе граждан;
• акты представительного органа МО;
• акты главы муниципального образования, местной администрации;
• правовые акты иных органов МСУ и должностных лиц (предусмотренные уставом муниципального образования).
Предполагается, что устав муниципального образования и решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, являются документами прямого действия. Они применяются на всей территории данного муниципального образования. Все остальные документы, принимаемые властями, не должны противоречить вышеуказанным.
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, их перечень и форма прилагаемых к ним документов определяются органами местного самоуправления самостоятельно. В некоторых случаях (если это закреплено региональным законодательством) документы следует проверить на оценку регулирующего воздействия. Из этого правила исключаются:
• проекты, которые устанавливают, изменяют, приостанавливают или отменяют местные налоги и сборы;
• проекты, регулирующие бюджетные правоотношения;
• проекты, разработанные для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.