Статья поступила 10.12.2020
Мультикультурное образование на сегодняшний день является актуальным направлением современной педагогики. В условиях мультикультурного общества остро поставлены задачи образовательной политики, межкультурных отношений и учета интересов как крупных народов, так и национальных меньшинств, этноконфессиональных, этнических групп: развитие у подрастающих поколений межкультурной компетентности, способности сосуществовать в рамках общей культуры и в других культурах в условиях культурного, этнического, конфессионального разнообразия.
Проблематика настоящего исследования актуальна в связи с нарастанием миграционного процесса: все больше людей нуждаются в поддержке и защите. В этой связи ООН вырабатывает особые меры по возмещению социальных потребностей мигрантов, декларируются положения о создании гуманного, стабильного, терпеливого и справедливого общества. На данном аспекте основывается значимость следующих положений, провозглашающих:
— доступ лиц, находящихся в неблагоприятной жизненной ситуации, к информации и образованию;
— признание обязательности защиты языков и уважения;
— расширение сферы образования путем создания систем образования, разработки специальных мер по охвату обучением детей-мигрантов различных этнических групп с учетом их специфических потребностей, обусловленных культурой;
— обеспечение доступа к различным видам формального образования;
— преодоление языковых барьеров путем принятия мер в таких областях, как образование, обучение языку.
Одним из путей обеспечения межнационального согласия в суверенном полиэтническом государстве являются мультикультурное образование и воспитание. Мультикультурное образование связано c общим развитием демократических процессов в мире, движением за права человека, осознанием многими людьми своей значимости и ростом потребности иметь внутреннюю свободу и внешние возможности для самореализации.
Перспективы развития федеральной системы образования также связаны с основными идеями мультикультурного образования. Приоритетным направлением в формировании новой федеральной системы образования является нацеленность на укрепление межнационального мира и сотрудничества народов, на формирование психологии толерантности и в то же время на удовлетворение национально-культурных потребностей каждой из этнических общностей, проживающих в нашей стране.