По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.444 DOI:10.33920/nik-01-2106-02

Мультикультурное творчество в образовании

Цыплякова Дарья Ивановна МБУ «Краеведческий музей г. о. Сызрань», Россия, 446001, Самарская область, Сызрань, пер. Достоевского, д. 34, E-mail: d445250@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-4445-5333

Данная статья посвящена основным проблемам с определением понятия мультикультурного образования, анализу различных подходов к организации образования данного типа и выделению основных целей мультикультурного образования в современном мире.

Литература:

1. Абсалямова А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе [Электронный ресурс]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000566976 (дата обращения: 27.04.2020).

2. Буева Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия [Электронный ресурс]. — URL: http://konferenciya-istoriya/-sohranenie-kulturnogo-naslediya-problemi-falsifikacii-istorii-materiali-vserossiyskoy-molodezhnoy-konferencii.php (дата обращения: 27.04.2020).

3. Библер В.С. Школа диалога культур [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bibler.ru/shdkom_be_shdk.php (дата обращения: 27.04.2020).

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Электронный ресурс]. — URL: http:// teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic/ (дата обращения: 27.04.2020).

5. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о проблемах) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bibler.ru/bim_ng_nravstv.html (дата обращения: 27.04.2020).

6. Васильева Е.В. Отражение взаимоотношений индивида и группы в русской языковой картине мира [Электронный ресурс]. — URL: https://irbis.amursu.ru/cgi-bin/ irbis64r_11/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=S&I2 (дата обращения: 27.04.2020).

7. Диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина — В.С. Библера [Электронный ресурс]. — URL: http://www.countries.ru/library/rusidea/ribb.html (дата обращения: 27.04.2020).

8. Закирова В.Г., Камалова Л.А. Теории и технологии мультикультурного образования: монография [Электронный ресурс]. — URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/ handle/net/115732/Monografiya.pdf (дата обращения: 27.04.2020).

9. Ильина И.А. Мультикультурализм как основа духовно-нравственного воспитания современной молодежи [Электронный ресурс]. — URL: http://xn----btb1bbcge2a.xn-p1ai/1PROF21vek/multikulturalizm_2018.pdf (дата обращения: 27.04.2020).

10. Концепция мультикультурного образования Дж. Бэнкса [Электронный ресурс]. — URL: https://lektsii.net/3-23828.html (дата обращения: 27.04.2020).

11. Кипкеева З.С. Мультикультурная образовательная среда как фактор формирования этнической идентичности у младших школьников [Электронный ресурс]. — URL: http://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/118/article-118-320.pdf (дата обращения: 27.04.2020).

12. Коченкова Л.П. Мультикультурная модель современного образования [Электронный ресурс]. — URL: http://e-koncept.ru/2014/14632.html (дата обращения: 27.04.2020).

13. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kontseptualnye-osnovy-multikulturnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 27.04.2020).

14. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования [Электронный ресурс]. — URL: https://www.studmed.ru/pankin-ab-etnokulturnyy-paradoks-sovremennogo-obrazovaniya_372519f9ea1.html (дата обращения: 27.04.2020).

1. Absalyamova A.G. Ethics of interethnic communication of children in a multicultural group. [Electronic resource]. — Mode of access: https://search.rsl.ru/ru/record/01000566976 (Date accessed 27.04.2020).

2. Buoys L.P. Culture and education. Interaction problem. [Electronic resource]. — Access mode: http://konferenciya-istoriya/-sohranenie-kulturnogo-naslediya-problemi-falsifikacii-istorii-materiali-vserossiyskoy-molodezhnoy-konferencii.php (Date accessed 27.04.2020).

3. Bibler V.S. School of dialogue of cultures. [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.bibler.ru/shdkom_be_shdk.php (Date accessed 27.04.2020).

4. Bakhtin M.M. Esthetics of verbal creativity. [Electronic resource]. — Mode of access: http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic/ (Date accessed 27.04.2020).

5. Bibler V.S. Morals. Culture. Modernity (Philosophical reflections on problems). [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.bibler.ru/bim_ng_nravstv.html (Date accessed 27.04.2020).

6. Vasilyeva E.V. Reflection of the relationship between an individual and a group in the Russian language picture of the world. [Electronic resource]. — Mode of access: https:// irbis.amursu.ru/cgi-bin/irbis64r_11/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=S&I2 (Date accessed 27.04.2020).

7. Dialogical concept of culture By M.M. Bakhtin — V.S. Bibler. [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.countries.ru/library/rusidea/ribb.html (Date accessed 27.04.2020).

8. Zakirova V.G., Kamalova L.A. Theory and technology of multicultural education: monograph. [Electronic resource]. — Mode of access: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/ handle/net/115732/Monografiya.pdf (Date accessed 27.04.2020).

9. Ilina I.A. Multiculturalism as the basis of spiritual and moral education of modern youth. [Electronic resource]. — Mode of access: http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/1PROF21vek/ multikulturalizm_2018.pdf (Date accessed 27.04.2020).

10. The concept of multicultural education George Banks. [Electronic resource]. — Mode of access: https://lektsii.net/3-23828.html (Date accessed 27.04.2020).

11. Kipkeeva Z.S. Multicultural educational environment as a factor in the formation of ethnic identity in younger schoolchildren. [Electronic resource]. — Mode of access: http:// vestnik.volbi.ru/upload/numbers/118/article-118-320.pdf (Date accessed 27.04.2020).

12. Kochenkova L.P. Multicultural model of modern education. — Mode of access — http://e-koncept.ru/2014/14632.html (Date accessed 27.04.2020).

13. Palatkina G.V. Multicultural education: a modern approach to education based on folk traditions. [Electronic resource]. — Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontseptualnye-osnovy-multikulturnogo-obrazovaniya/viewer (Date accessed 27.04.2020).

14. Pankin A.B. Ethno-Cultural paradox of modern education. [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.studmed.ru/pankin-ab-etnokulturnyy-paradoks-sovremennogo-obrazovaniya_372519f9ea1.html (Date accessed 27.04.2020).

Статья поступила 10.12.2020

Мультикультурное образование на сегодняшний день является актуальным направлением современной педагогики. В условиях мультикультурного общества остро поставлены задачи образовательной политики, межкультурных отношений и учета интересов как крупных народов, так и национальных меньшинств, этноконфессиональных, этнических групп: развитие у подрастающих поколений межкультурной компетентности, способности сосуществовать в рамках общей культуры и в других культурах в условиях культурного, этнического, конфессионального разнообразия.

Проблематика настоящего исследования актуальна в связи с нарастанием миграционного процесса: все больше людей нуждаются в поддержке и защите. В этой связи ООН вырабатывает особые меры по возмещению социальных потребностей мигрантов, декларируются положения о создании гуманного, стабильного, терпеливого и справедливого общества. На данном аспекте основывается значимость следующих положений, провозглашающих:

— доступ лиц, находящихся в неблагоприятной жизненной ситуации, к информации и образованию;

— признание обязательности защиты языков и уважения;

— расширение сферы образования путем создания систем образования, разработки специальных мер по охвату обучением детей-мигрантов различных этнических групп с учетом их специфических потребностей, обусловленных культурой;

— обеспечение доступа к различным видам формального образования;

— преодоление языковых барьеров путем принятия мер в таких областях, как образование, обучение языку.

Одним из путей обеспечения межнационального согласия в суверенном полиэтническом государстве являются мультикультурное образование и воспитание. Мультикультурное образование связано c общим развитием демократических процессов в мире, движением за права человека, осознанием многими людьми своей значимости и ростом потребности иметь внутреннюю свободу и внешние возможности для самореализации.

Перспективы развития федеральной системы образования также связаны с основными идеями мультикультурного образования. Приоритетным направлением в формировании новой федеральной системы образования является нацеленность на укрепление межнационального мира и сотрудничества народов, на формирование психологии толерантности и в то же время на удовлетворение национально-культурных потребностей каждой из этнических общностей, проживающих в нашей стране.

Для Цитирования:
Цыплякова Дарья Ивановна, Мультикультурное творчество в образовании. Вопросы культурологии. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: