Развитие электронной торговли в России и мире в настоящее время отражается десятизначными долями в обороте розничной торговли стран (9,2 % в РФ, 29,6 % в Великобритании, 24,5 % в КНР)1 и характеризуется ростом на 16 % в стоимостном выражении в 2021 г. по сравнению с 2020 г.2. Средний чек онлайн-покупки, по данным datainsight.ru [7], составил 2,4 тыс. руб., количество заказов превысило 1,7 млрд [4]. Очевидной тенденцией 2021 и 2022 годов стало развитие маркетплейсов [2], которые сформировали объем рынка в 1,5 трлн руб. со средним чеком в 1420 руб. и 1055 млн заказов3.
Рассмотрим и сгруппируем по потребностям целевой аудитории представленные сегодня в торговом онлайн-пространстве России форматы маркетплейсов [5]. Первый — классический, характеризующийся множеством продавцов товаров (производителей и посредников). Первый подформат — универсальные маркетплейсы. Второй подформат — специализированные (нишевые) маркетплейсы. Второй — коммуникационный (так называемая доска объявлений), связывающий продавцов и покупателей. Третий — платформы по предоставлению услуг с комплексом формирования заказа, оплаты, контроля доставки и др. Четвертый — платформы по предоставлению услуг бронирования с отличающимся процессингом работы от других форматов маркетплейсов. Пятый — платформы, формирующие для потребителя предложение товаров и услуг в зависимости от его локации, местоположения.
Оценка лидеров первого формата сегодня осуществляется специалистами перманентно [1, 6]. Оборот Wildberries в 2021 г. составил 844 млрд руб., что на 93 % больше предыдущего периода. Выручка Ozon в 2021 г. составил 178,2 млрд руб., что на 71 % больше 2020 г.
В настоящей статье остановимся на оценке онлайн-деятельности компании «Детский мир». В 2021 году интернет-магазин «Детского мира» занял в рейтинге топ-100 крупнейших интернет-магазинов России 14-е место — 54 200 млн руб. (рост за 2021 г. — 40 %), 35 500 тыс. заказов (рост — 49 %), средний чек — 1530 руб. (снижение на 6 %).