По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339 DOI:10.33920/VNE-03-2205-05

Мультиформатность маркетплейсов как драйвер развития электронной торговли в России

Красильникова Е.А. к. э. н., доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Прогнозируемый в 2022 году оборот электронной торговли в Российской Федерации составит 4207 млрд руб., что на 16% больше, чем в 2021 г. Ежегодный существенный прирост формирует устойчивую тенденцию достижения e-commerce трети от совокупного оборота розничной торговли в стране, что предопределяет детальные оценки этого сегмента, факторный анализ и определение драйверов развития.

Литература:

1. Брагин Л. А. Перспективы развития электронной торговли в условиях цифровизации. В книге: Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития. сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в двух томах. 2020. С. 60–63.

2. Брагин Л. А. Электронная торговля как направление цифровизации экономики России. В сборнике: Практическая направленность обучения и исследований в вузе. материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. под общ. ред. И. И. Скоробогатых, Н. И. Ивашковой. 2019. С. 185–188.

3. Брагин Л. А. Некоторые особенности развития электронной коммерции в сфере торговли. В сборнике: Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции. материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 340–343.

4. Красильникова Е. А. Особенности регулирования электронной торговли как элемент современной парадигмы управления отраслью // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 5–2. С. 214–220.

5. Красильникова Е. А. Тенденции развития электронной торговли России И стран Европейского союза // Лизинг. 2022. № 1. С. 5–11.

6. Майорова Е. А., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Систематизация показателей развития электронной торговли // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 244–247.

7. https:// datainsight.ru / [Электронный ресурс]. (Дата обращения 10.09.2022).

8. https:// detmir.ru / [Электронный ресурс]. (Дата обращения 10.09.2022).

1. Bragin L. A. Perspektivy razvitiia elektronnoi torgovli v usloviiakh tsifrovizatsii [Prospects for the development of e-commerce in the context of digitalization]. In the book: Tsifrovaia ekonomika: tendentsii i perspektivy razvitiia [Digital Economy: Trends and Development Prospects]. Collection of abstracts of the national scientific and practical conference: in two volumes. 2020. P. 60–63. (In Russ.)

2. Bragin L. A. Elektronnaia torgovlia kak napravlenie tsifrovizatsii ekonomiki Rossii [Electronic commerce as a direction of digitalization of the Russian economy]. In the collection: Prakticheskaia napravlennost obucheniia i issledovanii v vuze [Practical Orientation of Teaching and Research at the Higher Educational Institution]. Materials of the VII All-Russian scientific and practical conference. Eds. I. I. Skorobogatykh, N. I. Ivashkova. 2019. P. 185–188. (In Russ.)

3. Bragin L. A. Nekotorye osobennosti razvitiia elektronnoi kommertsii v sfere torgovli [Some features of the development of e-commerce in the field of trade]. In the collection: Razvitie sfery uslug: strategii, innovatsii, kompetentsii [Development of the Service Sector: Strategies, Innovations, Competencies]. Materials of the All-Russian scientific and practical conference. 2019. P. 340–343. (In Russ.)

4. Krasilnikova E. A. Osobennosti regulirovaniia elektronnoi torgovli kak element sovremennoi paradigmy upravleniia otrasliu [Features of regulation of electronic commerce as an element of the modern paradigm of industry management] // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2021. № 5–2. P. 214–220. (In Russ.)

5. Krasilnikova E. A. Tendentsii razvitiia elektronnoi torgovli Rossii I stran Evropeiskogo soiuza [Trends in the development of electronic commerce in Russia and the countries of the European Union] // Lizing [Leasing]. 2022. No. 1. P. 5–11. (In Russ.)

6. Maiorova E. A., Nikishin A. F., Pankina T. V. Sistematizatsiia pokazatelei razvitiia elektronnoi torgovli [Systematization of indicators for the development of electronic commerce] // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: Economics and Management]. 2020. Vol. 9. № 1 (30). P. 244–247. (In Russ.)

7. https:// datainsight.ru/ [Electronic resource]. (Accessed 10.09.2022).

8. https:// detmir.ru / [Electronic resource]. (Accessed 10.09.2022).

Развитие электронной торговли в России и мире в настоящее время отражается десятизначными долями в обороте розничной торговли стран (9,2 % в РФ, 29,6 % в Великобритании, 24,5 % в КНР)1 и характеризуется ростом на 16 % в стоимостном выражении в 2021 г. по сравнению с 2020 г.2. Средний чек онлайн-покупки, по данным datainsight.ru [7], составил 2,4 тыс. руб., количество заказов превысило 1,7 млрд [4]. Очевидной тенденцией 2021 и 2022 годов стало развитие маркетплейсов [2], которые сформировали объем рынка в 1,5 трлн руб. со средним чеком в 1420 руб. и 1055 млн заказов3.

Рассмотрим и сгруппируем по потребностям целевой аудитории представленные сегодня в торговом онлайн-пространстве России форматы маркетплейсов [5]. Первый — классический, характеризующийся множеством продавцов товаров (производителей и посредников). Первый подформат — универсальные маркетплейсы. Второй подформат — специализированные (нишевые) маркетплейсы. Второй — коммуникационный (так называемая доска объявлений), связывающий продавцов и покупателей. Третий — платформы по предоставлению услуг с комплексом формирования заказа, оплаты, контроля доставки и др. Четвертый — платформы по предоставлению услуг бронирования с отличающимся процессингом работы от других форматов маркетплейсов. Пятый — платформы, формирующие для потребителя предложение товаров и услуг в зависимости от его локации, местоположения.

Оценка лидеров первого формата сегодня осуществляется специалистами перманентно [1, 6]. Оборот Wildberries в 2021 г. составил 844 млрд руб., что на 93 % больше предыдущего периода. Выручка Ozon в 2021 г. составил 178,2 млрд руб., что на 71 % больше 2020 г.

В настоящей статье остановимся на оценке онлайн-деятельности компании «Детский мир». В 2021 году интернет-магазин «Детского мира» занял в рейтинге топ-100 крупнейших интернет-магазинов России 14-е место — 54 200 млн руб. (рост за 2021 г. — 40 %), 35 500 тыс. заказов (рост — 49 %), средний чек — 1530 руб. (снижение на 6 %).

Для Цитирования:
Красильникова Е.А., Мультиформатность маркетплейсов как драйвер развития электронной торговли в России. Лизинг. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: