Размер минимальной заработной платы в России остается на низком уровне по сравнению с другими странами. Как правило, по данным Международной организации труда, МРОТ в европейских странах составляет от 30 до 60% от средней заработной платы в стране, в России пока лишь 20% [1]. При этом, как считают эксперты МОТ, низкий размер МРОТ самое неблагоприятное влияние оказывает на бюджетный сектор экономики. Сегодня реальная заработная плата в бюджетном секторе экономики России, особенно в науке, здравоохранении и образовании, сохраняется на низком уровне.
При этом последние два года снижаются реальные доходы населения и реальная заработная плата работников. Реальные доходы населения в 2016 г. в % к 2014 г. составили 90,0%, а реальная заработная плата работников – 91,3%. При этом в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах реальная заработная плата в 2016 г. в процентах к 2015 г. составила соответственно 99,2 и 99,7%.
Значительно возросло число бедных, в том числе «работающих бедных». В частности, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума возросла в 2015 г. по сравнению с 2013 г. с 15,5 до 19,1 млн человек, или на 23,2%. В январе – сентябре 2016 г. достигла 20,3 млн человек, или 13,9% численности населения России.
Вместе с тем единственной защитной статьей для работников в Трудовом кодексе РФ является ст. 133.1, в ч. 11 которой записано, что «месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате… не может быть ниже минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработано за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности)». Поскольку размер минимальной заработной платы обусловлен величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, рассмотрим научные подходы к ее установлению.