В современных условиях рыночной экономики мотивация играет особое значение, так как она через воздействие на мотивы (внутреннее побуждение, основанное на потребностях) сотрудника позволяет повысить показатели его работы, в частности результативность трудовой деятельности.
Определенные мотивационные цели могут быть достигнуты с помощью оценки персонала. Специалисты определяют оценку персонала как «процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, результативности его деятельности, развития компетентности и носит комплексный характер» [1, с. 303].
С помощью оценки персонала можно установить, соответствуют ли качественные характеристики персонала требованиям, которые предъявляют этим характеристикам рабочее место или занимаемая (вакантная) должность. Поэтому необходимо отметить, что особое место в процедуре проведения оценки занимает этап определения ее показателей, которые могут быть как общими для всех сотрудников компании, так и специфическими для определенной категории персонала или даже отдельного работника. Ориентировочно эти показатели делятся на три основные группы, а именно: показатели результативности труда, личностных характеристик, а также профессионального поведения. Именно эти показатели определят, соответствует ли сотрудник предъявляемым ему профессиональным требованиям.
С позиции мотивации персонала оценка позволяет определить методы мотивации и стимулирования, которые необходимы для воздействия на того или иного сотрудника. Для кого-то акцент должен быть сделан на материальные методы, а для кого-то — на моральные.
При этом к материальному стимулированию обычно относятся все виды денежных выплат, применяемых в компании, а также все формы материального неденежного стимулирования. В частности, и отечественные и зарубежные компании широко используют такие материальные выплаты, как заработная плата, премии, бонусы, участие в прибылях, дополнительные выплаты, отсроченные платежи, участие в акционерном капитале.