От разработанной эффективной системы мотивации труда зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, среднего медицинского персонала и т. д.), но и конечные результаты деятельности лечебного учреждения, удовлетворенность пациентов от оказанной им лечебно-профилактической помощи.
Цель исследования — изучение теоретических и методологических основ мотивации в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала и её влияние на повышение эффективности деятельности поликлиники и степень удовлетворенности пациентов организацией ПМСП.
Объект исследования: средний медицинский персонал городской поликлиник № 1, № 5 г. Уральска Западно-Казахстанской области.
Для проведения исследования использовались: методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков), методика в модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана, опросник ДОРС А. Леонова, С. Величковская.
Вовлеченность в трудовой процесс зависит от отношения человека к своей работе и состоит:
— из степени сложности и нестандартности задачи, которая помогает вызвать искренний интерес и включить творческое мышление у работников;
— объема работы, если он слишком большой, то может привести к эмоциональному выгоранию сотрудника, а если недостаточный, то к излишней расслабленности и потере интереса к работе;
— нововведений в работе, наличие которых никогда не превратит работу в рутину;
— ценности работы, которая выражается в степени востребованности результата организацией и руководителем.
В профессиональной деятельности можно удовлетворить потребности сотрудника в самореализации, признании, профессиональном, личностном и карьерном росте. Для того чтобы достичь высоких результатов, руководителю важно сделать работу ценной для каждого сотрудника [3].
Сотрудник — самый ценный ресурс, благодаря которому цели организации реализуемы и достижимы. В связи с этим руководитель должен грамотно выстроить взаимоотношения с сотрудниками, относиться к ним позитивно, узнавать и признавать их личностные особенности, видеть в подчиненных не ресурсы, а личности, замечать и оценивать их старания, слышать идеи, признавать их результаты, уникальность и таланты [2].