По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 369.032.2

Мотивация работников государственной службы России: достижения и проблемы

Мясоедова Т. Г. д-р экон. наук, профессор, директор Института профессионального развития
Усанова М. И. магистрант, БГОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева», E-mail: caremasha@yandex.ru

Проанализированы результаты исследований, посвященных мотивации государственных служащих Российской Федерации, в ретроспективе проведенных реформ госслужбы. Показано, что в результате реформ 2003–2005, 2009–2013 гг. решен ряд проблем, связанных с расширением перечня льгот для госслужащих, но не создана система адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов их работы.

Литература:

1. https://zakonbase.ru.

2. Акимов Л., Юферова Е. Сотрудники госслужбы — тоже персонал [Электронный ресурс]. — URL: http://www.emd.ru/press/publish/st14.php (дата обращения: 02.11.2018).

3. Реформы госслужбы в России: исследование муниципальных и государственных служащих [Электронный ресурс]. — URL: http://textarchive.ru/c1690933-pall.html (дата обращения: 21.11.2017).

4. https://zakonbase.ru.

5. Чернова Е. Повышение мотивации труда государственных служащих // Кадровик. Трудовое право для кадровика. — 2009. — № 3. — С. 42–47.

6. Васильева Е. И. Мотивация профессиональной деятельности государственных гражданских служащих. — Екатеринбург, 2010 [Электронный ресурс]. — URL: http://avtoreferat.seluk.ru/at-sotsiologiya/19098-1-motivaciyaprofessionalnoy-deyatelnosti-gosudarstvennih-grazhdanskih-sluzhaschih.php (дата обращения: 02.01.2018).

7. Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 «О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 гг.)"» [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant. ru/195051/#ixzz531O3EyL2 (дата обращения 02.01.2018).

8. Рогожкин: Государственные служащие: особо ответственный труд — особая мотивация // Кадровик. — 2012. — № 11 [Электронный ресурс]. — URL: http://hr-portal.ru/article/gosudarstvennye-sluzhashchie-osobo-otvetstvennyytrud-osobaya-motivaciya (дата обращения: 21.11.2017).

9. Результаты научно-методического обеспечения противодействия коррупции и мерах по его совершенствованию [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.izak.ru/img_content/pdf/doklad_nauchno-metod._obespechenie.pdf (дата обращения: 01.02.2018).

10. Борщевский Г. А. Реформирование государственной службы в России (2009–2013 гг.): промежуточные итоги и перспективы [Электронный ресурс]. — URL: https://vgmu.hse.ru/data/2014/10/08/1100894617/Борщевский.pdf (дата обращения: 08.01.2018).

11. Статистика по профессиям и отраслям [Электронный ресурс]. — URL: http://kirov. rusplt.ru/index/srednyaya-zarplata-v-kirove-27944.html (дата обращения: 01.02.2018).

12. Льготы для госслужащих в России (2015) [Электронный ресурс]. — URL: http://pravovedus.ru/practical-law/lgotyi-dlya-gossluzhashhih-v-rossii/# (дата обращения: 02.01.2018).

13. О численности и оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне за 2016 год [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/54-2016. htm (дата обращения: 01.02.2018).

14. Среднемесячная начисленная номинальная и реальная заработная плата работников организаций [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages.

15. Конкурс «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе» [Электронный ресурс]. — URL: https://rosmintrud.ru/ ministry/programms/gossluzhba/12 (дата обращения: 01.02.2018).

1. https://zakonbase.ru.

2. Akimov L., Yuferova E. Civil service employees are also personnel. Available at: http://www.emd.ru/press/publish/st14.php (accessed: 02.11.2018).

3. Civil service reforms in Russia: a study of municipal and state employees. Available at: http://textarchive.ru/c-1690933-pall.html (accessed: 21.11.2017).

4. https://zakonbase.ru.

5. Chernova E. Increasing the motivation of civil servants. HR offi cer. Labor law for a personnel offi cer. 2009. No. 3. Pp. 42–47.

6. Vasilyeva E. I. Motivation of professional activity of state civil servants. — Yekaterinburg, 2010. Available at: http://avtoreferat.seluk.ru/at-sotsiologiya/190981-motivaciya-professionalnoy-deyatelnosti-gosudarstvennih-grazhdanskihsluzhaschih.php (accessed: 02.01.2018).

7. Decree of the President of the Russian Federation No. 261 dated 10.03.2009 "On the federal program "Reforming and development of the civil Service system of the Russian Federation (2009–2013)". Available at: http://base.garant. ru/195051/#ixzz531O3EyL2 (accessed: 02.01.2018).

8. Rogozhkin Civil servants: especially responsible work — special motivation. HR offi cer. 2012. No. 11. Available at: http://hr-portal.ru/article/gosudarstvennyesluzhashchie-osobo-otvetstvennyy-trud-osobaya-motivaciya (accessed: 21.11.2017).

9. Results of scientifi c and methodological support of anti-corruption and measures for its improvement. Available at: http://www.izak.ru/img_content/pdf/ doklad_nauchno-metod._obespechenie.pdf (accessed: 01.02.2018).

10. Borshchevsky G. A. Reforming the civil service in Russia (2009–2013): interim results and prospects. Available at: https://vgmu.hse.ru/data/2014/10/08/1100894617/ Борщевский.pdf (accessed: 08.01.2018).

11. Statistics on professions and industries. Available at: http://kirov.rusplt.ru/ index/srednyaya-zarplata-v-kirove-27944.html (accessed: 01.02.2018).

12. Benefi ts for civil servants in Russia (2015). Available at: http://pravovedus.ru/ practical-law/lgotyi-dlya-gossluzhashhih-v-rossii /# (accessed: 02.01.2018).

13. On the number and remuneration of state civil and municipal employees at the regional level for 2016. Available at: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW. exe/Stg/d02/54-2016.htm (accessed: 01.02.2018).

14. Average monthly accrued nominal and real wages of employees of organizations. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/wages.

15. Competition "The best personnel practices in the state civil and municipal service". Available at: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/12 (accessed: 01.02.2018).

Основным предназначением государственной службы является служение обществу и гражданам страны, формирование сильного и эффективно функционирующего государства. По своему содержанию трудовая деятельность госслужащих направлена на реализацию общенациональных интересов, всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя. Такое предназначение накладывает существенный отпечаток на характер ее деятельности и подразумевает высокую степень ответственности должностных лиц за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия.

С одной стороны, существует необходимость использования высокого интеллектуального и творческого потенциала работников госслужбы для решения многих стоящих перед нею управленческих задач, с другой — жесткая нормативная регламентация деятельности и трудовой дисциплины, не всегда объективное продвижение по карьерной лестнице, отсутствие связи размера вознаграждения и достигнутых результатов в работе, законодательные ограничения на возможность получения служащими дополнительных доходов помимо основного места работы. Такая двойственность приводила на протяжении многих лет к отсутствию заинтересованности в более результативной работе многих госслужащих среднего уровня, к коррупции — госслужащих высокого уровня.

В 2001 г. существовала лишь небольшая дифференциация в оплате труда госслужащих, а их труд был недооценен по сравнению с трудом руководителей и специалистов в негосударственном секторе экономики [1]. Уровень среднемесячной заработной платы государственных служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации был в 1,4 раза выше, чем уровень среднемесячной заработной платы государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. При этом оплата труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности, была меньше по сравнению с негосударственным сектором для главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10–15 раз, для старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) — в 7–10, для менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) — в 3–7, для администраторов (исполнителей проектов) в 1,5–3 раза [2].

Для Цитирования:
Мясоедова Т. Г., Усанова М. И., Мотивация работников государственной службы России: достижения и проблемы. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: