Мотивация персонала является одним из важнейших методов в управлении кадрами организации. Она стимулирует сотрудников к труду, который, в свою очередь, идет на благо организации. Особую роль мотивация персонала приобретает в современных условиях. Ведь на данный момент организациям очень трудно закрепиться на рынке, а тем более развиваться. Сложившаяся кризисная ситуация в экономике может обернуться не только финансовыми потерями для организации, но и потерей квалифицированных кадров, что в свою очередь, может привести к потере своей ниши на рынке и, как правило, к банкротству. Мотивация представляет собой систему побуждающих сил, которые стимулируют человека к совершению действий, направленных на достижение целей организации. В литературе мотивации персонала посвящено немало работ. Мотивация персонала не теряет своей актуальности, поскольку вкусы и предпочтения людей всегда меняются. Это способствовало большому появлению исследований, авторы которых описывают методы мотивации и воплощение их в жизнь. Здесь необходимо отметить таких авторов, как: В.Р. Веснин [1], А.П. Егорошин, И.П. Чередниченко и др. Также созданием теорий мотивации занимались такие ученые, как: Ф.И. Герцберг, Д. Макклелланд, А.Х. Маслоу, З. Фрейд и др.
Наиболее полное определение мотивации предложил О.С. Виханский: «Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [5]. Нет ничего хуже для руководителя, чем иметь в своей команде равнодушный и немотивированный персонал, который не настроен на достижение этих корпоративных целей. Если сотрудники не хотят выполнять свои обязанности, то есть два варианта развития ситуации: создание другой системы мотивации, при которой такое желание появляется, или избавление от таких работников. Проблема сводится к решению главного вопроса: как максимально эффективно применять знания и навыки каждого сотрудника.