По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.512 DOI:10.33920/str-01-2201-10

Мотивационные факторы командной работы в строительной отрасли

Т. Н. Магера канд. психол. наук, доцент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВО НИУ МГСУ), E-mail: mageratatiana@mail.ru

Авторы обратились к модели мотивационных факторов РичиШ., Мартина П. для исследования эффективности командной работы в строительной отрасли на примере учебных групп магистратуры строительного вуза, обучающихся по направлению подготовки «Строительство», одновременно включенных в профессиональную деятельность в реальных строительных организациях и компаниях. Определена специфика мотивационного профиля команд, выявлены описательные характеристики, возможности и ограничения таких команд. Практическая значимость исследования обусловлена необходимостью грамотной организации и управления командами с учетом осуществления профессиональной деятельности в современной строительной отрасли и реализации производственных задач.

Литература:

1. Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики. По данным официального сайта Росстата [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 15.11.2021).

2. Магера, Т. Н., Кристаль, М. О. Современные тенденции, проблемы и возможности управления персоналом строительной компании // Экономика и предпринимательство. — 2018. — № 4. — С. 1044–1047.

3. Magera, T. N. Socio-psychological aspects of the introduction of information modeling technologies in construction Innovative Technologies in Environmental Science and Education (ITESE-2019). Article Number 04038. Section Environmental Planning and Environmental Education // E3S Web Conf. ТРАСЕЕ. — 2019. — Vol.135.— Р. 8. — DOI https://doi.org/10.1051/e3sconf/201913504038.

4. Магера, Т. Н. Управление строительными командами на основе специфики их ролевого состава // Экономика и предпринимательство. — 2021. — Vol.15.— № 6. — С. 1083–1086.

5. Ричи, Ш., Мартин, П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Е. А. Климова; Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 399 с.

6. Belbin Team Roles. Belbin Associates. Archived (PDF) from the original on 19 September 2017. Retrieved 5 June 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.belbin.com/media/1158/belbin-uk-2014-a-comprehensive-review.pdf (дата обращения: 27.11.2021).

7. Ritchie, Sh., Martin, P. Motivation Management. — UK: Gower Publishing Company, 1999. — 344 p.

1. Official statistics of Federal State Statistics Service. According to the official site of Rosstat. Available at: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_ salaries (accessed: 15.11.2021).

2. Magera, T. N., Kristal, M. O. Current trends, problems and possibilities of personnel management of construction company. Economy and an entrepreneurship. 2018, no. 4, pp. 1044–1047.

3. Magera, T. N. Socio-psychological aspects of the introduction of information modeling technologies in construction. E3S Web Conf. ТРАСЕЕ. Innovative Technologies in Environmental Science and Education (ITESE-2019). Article Number 04038. Section Environmental Planning and Environmental Education. 2019, vol.135, рр. 8. DOI https://doi.org/10.1051/e3sconf/201913504038.

4. Magera, T. N. Management of construction teams on the basis of specifics of their role structure. Economy and entrepreneurship. 2021, no. 6 (vol. 15), pp. 1083–1086.

5. Richie, Sh. Martin Item. Management of motivation: Studies. a benefit for higher education institutions. lane with English, edited by Prof. E. A. Klimov. M.: UNITY-DANA. 2004. Belbin Team Roles. Belbin Associates. Archived (PDF) from the original on 19 September 2017. Retrieved 5 June 2020. Available at: https://www. belbin.com/media/1158/belbin-uk-2014-a-comprehensive-review.pdf (accessed: 27.11.2021).

6. Ritchie, Sh., Martin, P. Motivation Management. UK: Gower Publishing Company. 1999, 344 p.

Строительная отрасль отличается многочисленностью своего состава [1], что особенно актуально в связи с усложнением конструкций зданий и сооружений, а также цифровизацией всей сферы [2], выраженной, в частности, внедрением BIMтехнологий [3].

Проектная деятельность подразумевает объединение участников производственного строительного процесса на весь период существования проекта. Компетенциям, связанным с эффективной командной работой, уделяется должное внимание уже на этапе профессиональной подготовки строительных кадров. Для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки «Строительство», тренировка командного взаимодействия уместна в связи с включенностью в текущую трудовую деятельность. При совмещении учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, когда есть возможность учебные задания и эффект от их выполнения преломлять через собственный опыт работы в строительных организациях и компаниях, значимость повышения командных компетенций осознанна, что сказывается на внутренней мотивации, напрямую влияет на процесс и результаты командной работы, повышая, в свою очередь, общую конкурентоспособность строителей-профессионалов на рынке труда [4].

Среди факторов, определяющих эффективность работы строительных команд, особое место занимает мотивация, выступающая движущей силой для реализации профессиональных целей. Грамотный подход к мотивации в команде позволяет определить ведущие мотивы участников команды и варианты влияния на команду. Возникает необходимость исследовать специфику мотивационной сферы строителей.

Таким образом, исследование мотивационных факторов выступает одним из маркеров готовности команды к выполнению трудовой деятельности целенаправленно и продуктивно, способствует выработке плана сплочения команды, определяет способы организации и управления работой команды.

Способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели, — универсальная компетенция, заложенная в рабочей программе по дисциплине «Технология командообразования» для направления подготовки 08.04.01 «Строительство», один из результатов освоения дисциплины. Индикатором достижения данной компетенции в части мотивационной составляющей является «Выбор способов мотивации членов команды с учетом организационных возможностей и личностных особенностей членов команды». Показателем оценивания служат знания студентов магистратуры, способов мотивации членов команды, а также навыки начального уровня (соответствует умениям в традиционном понимании) выбора способа мотивации членов команды с учетом организационных возможностей и их личностных особенностей.

Для Цитирования:
Т. Н. Магера, Н. А. Широнина, Мотивационные факторы командной работы в строительной отрасли. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: