Строительная отрасль отличается многочисленностью своего состава [1], что особенно актуально в связи с усложнением конструкций зданий и сооружений, а также цифровизацией всей сферы [2], выраженной, в частности, внедрением BIMтехнологий [3].
Проектная деятельность подразумевает объединение участников производственного строительного процесса на весь период существования проекта. Компетенциям, связанным с эффективной командной работой, уделяется должное внимание уже на этапе профессиональной подготовки строительных кадров. Для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки «Строительство», тренировка командного взаимодействия уместна в связи с включенностью в текущую трудовую деятельность. При совмещении учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, когда есть возможность учебные задания и эффект от их выполнения преломлять через собственный опыт работы в строительных организациях и компаниях, значимость повышения командных компетенций осознанна, что сказывается на внутренней мотивации, напрямую влияет на процесс и результаты командной работы, повышая, в свою очередь, общую конкурентоспособность строителей-профессионалов на рынке труда [4].
Среди факторов, определяющих эффективность работы строительных команд, особое место занимает мотивация, выступающая движущей силой для реализации профессиональных целей. Грамотный подход к мотивации в команде позволяет определить ведущие мотивы участников команды и варианты влияния на команду. Возникает необходимость исследовать специфику мотивационной сферы строителей.
Таким образом, исследование мотивационных факторов выступает одним из маркеров готовности команды к выполнению трудовой деятельности целенаправленно и продуктивно, способствует выработке плана сплочения команды, определяет способы организации и управления работой команды.
Способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели, — универсальная компетенция, заложенная в рабочей программе по дисциплине «Технология командообразования» для направления подготовки 08.04.01 «Строительство», один из результатов освоения дисциплины. Индикатором достижения данной компетенции в части мотивационной составляющей является «Выбор способов мотивации членов команды с учетом организационных возможностей и личностных особенностей членов команды». Показателем оценивания служат знания студентов магистратуры, способов мотивации членов команды, а также навыки начального уровня (соответствует умениям в традиционном понимании) выбора способа мотивации членов команды с учетом организационных возможностей и их личностных особенностей.