По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.09; 908 DOI:10.33920/nik-01-2208-06

Мотив грозы в творчестве К.Г. Паустовского

Борисова Дарья Максимовна ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Россия, 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, e-mail: borisovadarya2015@yandex.ru

В статье автор обращается к мотивному методу анализа художественной прозы применительно к творчеству К.Г. Паустовского, 130-летие которого отмечается в этом году. Отмечено, что образ грозы стал устойчивым мотивом русской прозы и поэзии начиная с XVIII в. Делается попытка показать, что у Паустовского мотив грозы связан не только с виртуозным описанием явления природы, но и с возникновением целой гаммы мыслей, переживаний, аллюзий, составляющих социально-психологический фон восприятия природы, в чем Паустовский следует традиции русской литературы XIX в.

Литература:

1. Благой Д.Д. Мотив // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2 т. — М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925. — Т. 1. А — П. — Стб. 466–467.

2. Волкова Е.В. Концепции мотива в современном литературоведении // Преподаватель. XXI век. — № 1. — С. 89–93.

3. Паустовский К.Г. Собрание сочинений в шести томах. — Т. 6. — М.: ГИХЛ, 1958. — 665 с.

4. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. школа, 2004. — 405 с.

5. Целкова Л.H. Мотив / Литературная энциклопедия терминов и понятий / Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам; гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. — М.: Интелвак, 2001. — С. 594.

1. Blagoy D.D. Motive // Literary encyclopedia: Dictionary of literary terms: In 2 volumes. — M.; L.: Publishing House L. D. Frenkel, 1925. — T. 1. A — P. — Stb. 466–467.

2. Volkova E.V. Concepts of motive in modern literary criticism // Lecturer. XXI century. — No. 1. — S. 89–93.

3. Paustovsky K.G. Collected works in six volumes. — T. 6. — M.: GIHL, 1958. — 665 p.

4. Khalizev V.E. Theory of Literature / V.E. Khalizev. — Ed. 4th, rev. and additional. — M.: Higher. school, 2004. — 405 p.

5. Tselkova L.N. Motive / Literary Encyclopedia of Terms and Concepts / Russian Academy of Sciences. Institute of Scientific Information for Social Sciences; ch. editor and comp. A.N. Nikolyukin. — M.: Intelvak, 2001. — Р. 594.

Статья поступила 10.07.2022.

Год нынешний — юбилейный, год 130-летия выдающегося советского писателя Константина Георгиевича Паустовского, много путешествовавшего по миру, но составившего себе имя благодаря проникновенному описанию среднерусской природы. На тему природы у Паустовского немало написано, но мы обращаемся в настоящей статье к конкретной теме, которая волновала не одно поколение русских писателей (вспомним В.К. Тредиаковского с его «Грозой» и знаменитое тютчевское «Люблю грозу в начале мая...»).

Понятие «мотив» (от лат. moveo — «двигаю» или позднелат. motions — «движение») пришло в литературоведение из мира музыки. Мотивом музыковеды называют простейшую ритмическую единицу мелодии, представляющую собой короткую последовательность звуков, объединенную одним логическим акцентом и имеющую самостоятельное выразительное значение. Будучи наименьшим структурным построением, «атомом» музыки, мотив составляет ее основу; с помощью разработки мотива — повторения, перестановки, обращения и др. — композиторы создают темы и законченные композиции.

В литературоведении под мотивом изначально понималась простейшая повествовательная единица (теорию мотива применительно к фольклору разрабатывал в «Поэтике сюжетов» А.Н. Веселовский). Д.Д. Благой сравнивал мотив с «шелковой цветной нитью в пестрой сюжетной ткани, отдельным камешком сложной сюжетной мозаики» («Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов в двух томах», 1925). При этом литературовед упоминал и внесюжетные мотивы (например, «звездные мотивы» в лирике А.А. Фета), давал широкое толкование термина («основное психологическое или образное зерно»1 произведения). В.Е. Хализев в своих трудах по теории литературы предельно расширил понятие мотива: его роль может играть даже отдельное слово или словосочетание, повторяющееся в произведении и наделенное «повышенной значимостью (семантической насыщенностью»2.

Для Цитирования:
Борисова Дарья Максимовна, Мотив грозы в творчестве К.Г. Паустовского. Вопросы культурологии. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: