Мост через Керченский пролив будет самым протяженным в России — его длина составит 19 км. Общая стоимость проекта — 227,92 млрд руб. Начало рабочего движения автомобилей по мосту запланировано на декабрь 2018 г. Вид моста по состоянию на июль-август 2017 г. показан на рис. 1.
К настоящему времени завершен один из наиболее сложных этапов строительства — сооружение самых боль ших опор моста, фарватерных, которые будут нести на себе судоходные арки. В период с мая по июнь с. г. строители сформировали свайные фундаменты и нижнюю часть ростверков этих опор.
В июле-августе 2017 г. строители уже почти полностью осуществили уникальную операцию — сооружение и монтаж арочных пролетов общим весом почти 10 тыс. т (рис. 2). В октябре-ноябре эти пролеты будут перевезены и установлены на заблаговременно сооруженные опоры.
Установка столь габаритных конструкций в морской акватории проводится впервые в практике отечественного мостостроения. Деталями будущей морской операции мостостроители поделились с главными инженерами управлений федеральных автодорог.
Как рассказали в инфоцентре, «операция будет проходить в несколько этапов. Сначала готовый железнодорожный арочный пролет поднимается со стапеля мощными домкратами и устанавливается на перекаточные опоры (“тележки”). Затем арка спускается от стапеля к морю по выкаточным пирсам. В конце пирсов имеются вспомогательные опоры, на которые помещается арка для последующих перемещений. На этом этапе к работе подключается плавкран. С его помощью с арочного пролета отстыковываются его концевые элементы, которые перевозятся отдельно и монтируются после подъема арки на проектную высоту. В результате конструкция готова к погрузке на плавучие опоры».
Следующим этапом является работа с плавсистемой: отсеки ее понтонов заливаются водой, выполняющей роль балласта, подтопленные понтоны заводятся под арочный пролет, а затем балласт постепенно сбрасывается, понтоны поднимаются, а плавучие опоры принимают арку на себя. После арка перевозится от керченской площадки к фарватеру, что составляет около 5 км.