По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.131.2

Московское такси: анализ агрегаторов и вопросы безопасности

Н.О. Блудян д-р техн. наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Ассоциация содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная ассоциация Московской агломерации» (Ассоциация «ТАМА»)

Проведен анализ мировых тенденций развития экономики совместного пользования в различных отраслях и на автомобильном транспорте. Таксомоторные перевозки с момента появления первой сетевой транспортной компании (агрегатора) Uber стали первым сектором пассажирского транспорта по внедрению цифровизации услуг на основе совместного владения. Приведена общая характеристика рынка таксомоторных перевозок Московской агломерации, представлены сравнительные показатели развития такси за 10 лет. Приведена структура парка транспортных средств, используемых в качестве легковых такси, в разрезе моделей и производителей. Осуществлен анализ зарубежных и отечественных исследований влияния сетевых транспортных компаний на классические традиционные таксомоторные перевозки. Оценена глубина проникновения этих технологий в крупных агломерациях мира. Приведены положительные и отрицательные последствия деятельности агрегаторов. Дана оценка безопасности и уровня легальности таксомоторных перевозок в Москве.

Литература:

1. Ованесов А.А. On-demand Mobility: вызовы и возможности для таксомоторного сектора: [презентация: материалы 7-го Международного евразийского форума такси, Москва, 8–9 августа 2019 года].

2. Pepić L. The sharing economy: Uber and its effect on taxi companies [Электронный ресурс]. — URL: https://www.researchgate.net/publication/329898519_The_sharing_economy_Uber_and_ its_effect_on_taxi_companies. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.06.2020).

3. Официальный сайт мэра Москвы. Постановление правительства г. Москвы от 31.08.2011 № 405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок в городе Москве» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/9857220/. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.06.2020).

4. Официальный сайт мэра Москвы. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Распоряжение правительства Москвы от 04.08.2016 № 387-РП «Об утверждении Сводного стандарта благоустройства улиц Москвы» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mos. ru/mka/documents/normativnye-pravovye-akty-g-moskvy/view/144531220/. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.06.2020).

5. Официальный сайт мэра Москвы. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Закон города Москвы от 11.06.2008 № 22 «О легковом такси в городе Москве» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mos.ru/dt/documents/ obraztcy-dokumentov/view/207278220/. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.06.2020).

6. Собянин С.С. Такси в Москве. Возрождение отрасли в интересах москвичей: [презентация: Московский транспорт, Москва, 9 августа 2018 года].

7. Ликсутов М.С. О сложившейся ситуации на рынке таксомоторных услуг: [презентация: видеоселектор, Москва, 21 мая 2020 года].

8. Мороз Д.Г. О проблеме организации стоянок и работе диспетчерских служб заказов такси в Москве / Д.Г. Мороз, Н.О. Блудян, С.С. Алексюк, Р.С. Айриев // Мир транспорта. — 2019. — Т. 17, № 3 (82). — С. 152–169.

9. Блудян Н.О. Оценка и выбор типа транспортного средства для таксомоторных перевозок / Н.О. Блудян, Д.Г. Мороз, Н.Ю. Шестопалов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). — 2018. — № 3 (54). — С. 115–121.

10. Блудян Н.О. Опасные для людей тарифы такси / Н.О. Блудян, Д.Г. Мороз // Мир транспорта. — 2018. — Т. 16, № 6 (79). — С. 76–87.

11. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Эксперты Вышки: рынок такси нуждается в госрегулировании [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.hse.ru/news/expertise/344830966.html. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.06.2020).

12. Ефремов В.К. К вопросу об оценке участников московского рынка такси / В.К. Ефремов, А.Н. Логунов // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды: Материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 13 декабря 2018 года. — М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2018. — С. 89–96.

13. Васильева Е.Ю. Место такси в пространстве транспортного комплекса Москвы / Е.Ю. Васильева, И.С. Полякова // Транспортное дело России. — 2019. — № 2. — С. 119–120.

14. Травкина Е.А. Оценка уровня конкурентоспособности такси [Электронный ресурс]. — URL: http://www.meridian-journal.ru/site/article?id=3654&pdf=1. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.06.2020).

15. Твердохлебова М.В. Исследование факторов удовлетворенности потребителей услуг такси Москвы / М.В. Твердохлебова, М.К. Обущарова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2019. — № 3. — С. 169–176.

16. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Исследование рынка такси [Электронный ресурс]. — URL: https://ac.gov.ru/files/content/24166/rynok-taksi-2019-pdf. pdf. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 17.06.2020).

17. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Таксомоторные перевозки в Москве. Итоги 2019 года: [презентация: Москва, 17 декабря 2019 года].

18. Best Service. Результаты проведения контрольных закупок услуг по перевозке пассажиров легковым такси в Москве [Электронный ресурс]. — URL: https://mostpp.ru/upload/iblock/af7/ Rezultaty_MS_taksi_Moskva_yanv_2020-_1_.pdf. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 17.06.2020).

19. Todd W. Schneider. Taxi, Uber, and Lyft Usage in New York City. Open TLC data reveals the taxi industry’s contraction, Uber’s growth, and the scramble for market share [Электронный ресурс]. — URL: https://toddwschneider.com/posts/taxi-uber-lyft-usage-new-york-city/. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 17.06.2020).

20. Yuxin Tang. Big Data Analytics of Taxi Operations in New York City [Электронный ресурс]. — URL: https://scirp.org/pdf/AJOR_2019073016160846.pdf. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 17.06.2020).

21. Research Office Legislative Council Secretariat. Measures to enhance the competitiveness of the taxi industry [Электронный ресурс]. — URL: https://legco.gov.hk/research-publications/ english/1819in16-measures-to-enhance-the-competitiveness-of-the-taxi-industry-20190620-e. pdf. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 17.06.2020).

22. A2B Taxi Token. The analysis of taxi industry and its future. The case of A2B TAXI [Электронный ресурс]. — URL: https://medium.com/a2btaxitoken/the-analysis-of-taxi-industry-and-itsfuture-the-case-of-a2b-taxi-e46d13171649. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 17.06.2020).

Последние два десятилетия мировая экономика постепенно подвергается в разных отраслях в разной степени агрессивному воздействию цифровизации. В специализированных публикациях многократно отмечалось, что автомобильный транспорт одним из первых в отраслях услуг стал полигоном внедрения цифровых технологий. Технологическими трендами транспортных услуг являются автономность, новая энергия, скорость обслуживания и подключенность. Автономность предполагает движение транспортного средства без участия человека. Новая энергия медленно, но устойчиво замещает углеводородное топливо (электроэнергия, возобновляемые источники, газ, водород вместо дизельного топлива и бензина). Важнейшим с позиции качества и безопасности поездки пассажира является скорость выполнения заказа, то есть время подачи транспортного средства. Подключенность предполагает обмен информационными потоками с другими участниками движения, дорожной инфраструктурой и иными базами данных.

К ключевым потребительским трендам развития цифровых технологий на транспорте относится переход от владения активами к их пользованию, то есть переход к экономике совместного пользования. В совокупности указанные модели развития направлены на повышение экологической безопасности и охрану здоровья людей, надежность и безопасность перевозки. При этом услуги становятся более персонализированными и относящимися к «локальной» жизни.

На стыке различных трендов развития цифровизации формируются новые решения в мобильности. В сфере таксомоторных перевозок наиболее актуальным является мобильность на заказ. В таксомоторной сфере мобильность на заказ нашла свое место в появлении специальных мобильных платформ (интернет-приложений) и выразилась в итоге в появлении так называемых агрегаторов (сетевых транспортных компаний), владельцев этих платформ. Последнее десятилетие, с 2010-го по 2020 год, можно назвать десятилетием агрегаторов, начиная от первого Uber в США и заканчивая отечественными компаниями «Яндекс.Такси», «Ситимобил», «Везет», подразделением международной компании «Гетт» и др. Следующее десятилетие, 2020–2030 годы, прогнозируется как переход от агрегаторов в классическом виде к найму автономных автомобилей-такси и услуге индивидуального предварительного заказа автомобилей премиального класса. Важным показателем перехода к услугам сетевых транспортных компаний является глубина проникновения их услуг, выражающаяся в доле населения (страны, города), скачавшей приложение для заказа такси. По оценкам А.А. Ованесова (Arthur D. littleRussia) [1], наибольшее проникновение в мире по итогам 2019 года достигнуто в Сингапуре (34%), а в России и США этот показатель составляет 20%. Прогнозируется, что в среднем рынок сетевых транспортных компаний будет расти на 15–16% ежегодно вплоть до 2030 года и к этой дате достигнет уровня $30 млрд.

Для Цитирования:
Н.О. Блудян, Московское такси: анализ агрегаторов и вопросы безопасности. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: