Последние два десятилетия мировая экономика постепенно подвергается в разных отраслях в разной степени агрессивному воздействию цифровизации. В специализированных публикациях многократно отмечалось, что автомобильный транспорт одним из первых в отраслях услуг стал полигоном внедрения цифровых технологий. Технологическими трендами транспортных услуг являются автономность, новая энергия, скорость обслуживания и подключенность. Автономность предполагает движение транспортного средства без участия человека. Новая энергия медленно, но устойчиво замещает углеводородное топливо (электроэнергия, возобновляемые источники, газ, водород вместо дизельного топлива и бензина). Важнейшим с позиции качества и безопасности поездки пассажира является скорость выполнения заказа, то есть время подачи транспортного средства. Подключенность предполагает обмен информационными потоками с другими участниками движения, дорожной инфраструктурой и иными базами данных.
К ключевым потребительским трендам развития цифровых технологий на транспорте относится переход от владения активами к их пользованию, то есть переход к экономике совместного пользования. В совокупности указанные модели развития направлены на повышение экологической безопасности и охрану здоровья людей, надежность и безопасность перевозки. При этом услуги становятся более персонализированными и относящимися к «локальной» жизни.
На стыке различных трендов развития цифровизации формируются новые решения в мобильности. В сфере таксомоторных перевозок наиболее актуальным является мобильность на заказ. В таксомоторной сфере мобильность на заказ нашла свое место в появлении специальных мобильных платформ (интернет-приложений) и выразилась в итоге в появлении так называемых агрегаторов (сетевых транспортных компаний), владельцев этих платформ. Последнее десятилетие, с 2010-го по 2020 год, можно назвать десятилетием агрегаторов, начиная от первого Uber в США и заканчивая отечественными компаниями «Яндекс.Такси», «Ситимобил», «Везет», подразделением международной компании «Гетт» и др. Следующее десятилетие, 2020–2030 годы, прогнозируется как переход от агрегаторов в классическом виде к найму автономных автомобилей-такси и услуге индивидуального предварительного заказа автомобилей премиального класса. Важным показателем перехода к услугам сетевых транспортных компаний является глубина проникновения их услуг, выражающаяся в доле населения (страны, города), скачавшей приложение для заказа такси. По оценкам А.А. Ованесова (Arthur D. littleRussia) [1], наибольшее проникновение в мире по итогам 2019 года достигнуто в Сингапуре (34%), а в России и США этот показатель составляет 20%. Прогнозируется, что в среднем рынок сетевых транспортных компаний будет расти на 15–16% ежегодно вплоть до 2030 года и к этой дате достигнет уровня $30 млрд.