По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304

Московский метрополитен как пример отражения социальных ценностей

Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна кандидат культурологии, член Московского отделения ВТОО «Союз художников России», член ВТОО «Творческий союз художников России», член Союза журналистов Москвы, стипендиат, Министерство культуры Российской Федерации, Россия, 125047, Москва, ул. 4-я Тверская-Ямская, д. 2/11, кв. 62. E-mail: odriosola@gmail.com

В статье показано, что Московский метрополитен 1930–1950-х годов — один из самых известных градостроительных проектов первой половины ХХ века, гармонично сочетающий красоту и функциональность. Автор доказывает, что ансамбли станций первых очередей строительства московского метро как правильно организованная городская среда могут являться носителями ценностей, в чем немаловажную роль играет искусство. Статья посвящена ценностным аспектам создания ансамблей станций Московского метрополитена 1930–1950-х годов и анализу тех концептов, которые наиболее полно отражают картину мира советского человека.

Литература:

1. Архитектура московского метро / Под общ. ред. архитектора Н.Я. Колли и архитектора С.М. Кравеца. — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1936.

2. Афанасьев К. Новые станции московского метро и их скульптурное убранство // Искусство. — 1950. — № 9–10. — С. 8.

3. Булавка Л.А. Практики СССР. Вызовы настоящему и будущему // Философские науки. — 2012. — № 1. — С. 47–60.

4. Вальдес Одриосола М.С. Московский метрополитен как культурный феномен. — М.: ЛЕНАНД, 2017. — С. 46–65, 107–127.

5. Восемьдесят лет Метрогипротранс (1933–2013). Идея. Время. Жизнь. — М.: Метрогипротранс, 2013.

6. Генеральный план реконструкции города Москвы [Электронный ресурс] // Ландшафтный дизайн. — URL: http://www.landscape-design.ru/articlex. php?c=Moscow-reconstruction-1935&p=3 (дата обращения: 28.05.2014).

7. Героизм // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.

8. Ермакова Т. Первая очередь Московского метрополитена // Техническая эстетика. — 1967. — № 11. — С. 18–22.

9. Зиновьев А.А. Логическая социология. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МосГУ, 2003.

10. Зиновьев А.Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М.: Зиновьев А.Н., 2010.

11. Кавтарадзе С., Чепкунова И. К 70-летию Московского метрополитена // World Art Музей. — 2005. — № 14. — С. 16.

12. Кампанелла. Город солнца (Civitas Solis). — М.: Изд. Академии наук СССР, 1947.

13. Лихачев Д.С. Заметки о русском. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.

14. Метрогипротранс (1933–2008). Летопись. День сегодняшний. Новый век. — М.: Метрогипротранс, 2008.

15. Морган Дж. Московский метрополитен — лучший в мире. — М.: Московский рабочий, 1935.

16. Наумов М.С. Под семью холмами. Прошлое и настоящее Московского метро. — М.: Москвоведение, Московские учебники, 2010.

17. Подвижники христианства [Электронный ресурс] // Православие и мир. — URL: http://www.pravmir.ru/podvizhniki-xristianstva/ (дата обращения: 20.04.2016).

18. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: АСТ, 2012.

19. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. А.В. Александровой. — М.: АСТ, 2017.

Для изучения тех ценностей, которые отражает Московский метрополитен 1930–1950-х годов, необходимо сконструировать их иерархию, состоящую из кластерных концептов, главным из которых стала духовно-нравственная константа, отражающая доминирующие ценности советского общества. В качестве культурных констант, по нашему мнению, можно выделить концепты, несущие политическую, социальную, этическую и культурно-смысловую нагрузку, а именно «труд» (как источник богатства, почет человеку по его труду), «мир», «братство народов», «цветущая страна», «сильная армия», «герой». Эти концепты нашли свое отражение в культурном пространстве Московского метрополитена [3].

Следует сказать, что до последнего времени в профессиональных сообществах современной России достаточно сильна тенденция создания негативного представления о культуре советской эпохи, что во многом являлось препятствием в переосмыслении и использовании советского опыта, в том числе и в вопросах его адаптации в современном социокультурном проектировании. Однако в последнее время появляются и другие тенденции. Это в первую очередь связано с тем, что «…сегодня тема СССР рассматривается не только через призму утраченных ценностей, но и, может быть, в еще большей степени как некий прецедент того типа реальности, который нес в себе, хотя бы в масштабах полувековой истории, перспективу развития, причем такую, которая определяла в значительной степени магистраль мировой истории всего XX века. Не случайно советская культура явила собой новый тип культуры — всемирной, став в определенном смысле “точкой схода” культур всех народов мира» [7, с. 112].

В результате исследования культурного пространства московского метро нами было выявлено, что основные концепты ведут свой генезис еще от православной дореволюционной этики. Например, концепт «герой» в советском понимании как средоточие «личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию» [17] полностью соответствует определению героического в православии: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15.13, цит. по [18]). Это позволяет заключить, что советское общество осваивало пришедшую извне социалистическую идеологию посредством констант национальной культуры, то есть осваивала «чужое» и «чуждое» через «свое». Таким образом, создателям первых линий московского метро удалось решить проблему, которую Тейяр де Шарден еще в те годы только формулировал, а именно разрешение конфликта науки и религии «в совершенно иной форме равновесия — не путем устранения, не путем сохранения двойственности, а путем синтеза» [9, с. 48–49, 375]. Возможно, что этому поспособствовал еще и вектор развития того периода. А.А. Зиновьев определял его как устремленность во времени: «Основная масса населения жила будущим в полном смысле этого слова. Подчеркиваю, не просто мечтала (мечтали-то не все, и даже не большинство, а немногие!), а именно жила» [11].

Для Цитирования:
Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна, Московский метрополитен как пример отражения социальных ценностей. Ученый совет. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: