За прошедший, 2018 г. Московский метрополитен характеризуется следующими результатами (см. табл. 1). Январь — март 2018 г. был отмечен относительно устойчивой частотой сбоев1 , не превышающей пары раз в месяц на таких линиях, как Арбатско-Покровская, Замоскворецкая, Серпуховско-Тимирязевская и Таганско-Краснопресненская.
В апреле — мае 2018 г. резко возросла аварийность на Таганско-Краснопресненской (почти в 4 раза), что возможно связано с сезонной составляющей (приток экономически активного населения в поисках работы или учебы). В мае 2018 г. на Таганско-Краснопресненской произошло 6 сбоев.
Июнь — август 2018 г. не были отмечены серьезной аварийностью на линиях, несмотря на возрастание сбоев на Калужско-Рижской линии (3 сбоя в июне и в августе). Это связано с некоторым перераспределением пассажиропотока, который устремился в сторону «отдыха» и «летних каникул». Традиционно в летние месяцы наблюдалось относительное снижение пассажиропотока и уменьшение количества сбоев.
С началом нового учебного 2018 г. неполадки и задержки закономерно увеличились. Особенно это было заметно в сентябре — октябре 2018 г. Эти месяцы отмечены возрастанием аварийного трафика на Сокольнической линии — до 4 сбоев за месяц, а на Арбатско-Покровской, Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линиях — 5 сбоев в месяц, а также значительно увеличились задержки на Таганско-Краснопресненской линии. Особенно много было сбоев на Таганской линии в октябре месяце — 12, что в 3 раза больше, чем в сентябре. Причины аварийности: изношенные вагоны «ЕЖ», неисправные семафоры, инциденты с пассажирами и т. д. Оценивая совокупное число сбоев на всех ветках, легко увидеть, что количество сбоев значительно увеличилось во втором полугодии 2018 г. по сравнению с первым полугодием.
В табл. 2 приведены подсчитанные средние данные по каждой линии веток метро.
Из табл. 2 мы видим, что почти на всех линиях ситуация достаточно стабильная — у них в среднем происходит только 1–2 сбоя в месяц. Однако у Замоскворецкой линии, КалужскоРижской линии, Сокольнической линии и Таганско-Краснопресненской линиях показатель среднего значения по сбоям в месяц равен 3 или больше. Эти цифры имеют важное практическое значение, так как они должны быть запланированы в оперативной и технической работе соответствующих служб Московского метрополитена. Действительно определенные структурные единицы метрополитена, такие как служба пути2 , служба пассажирских обустройств, служба движения, служба электроснабжения должны быть готовы к немедленному устранения неполадок, которые обязательно произойдут за месяц; наготове должны быть бригады техников, пожарных расчетов и других специалистов, которые обязаны в максимально короткий срок устранить внештатную ситуацию. Особенно это важно, когда календарная дата приближается к средней «наработке на отказ». У соответствующих служб метро должен быть плановый график возможных аварий с конкретными датами и сроками. А сами службы московской подземки должны обладать соответствующим потенциалом и ресурсами. Здесь справедлива будет поговорка «Кто предупрежден, тот вооружен». Несмотря на кажущуюся хаотическую динамику происшествий на линиях, она подчиняется определенным статистическим закономерностям, а игнорирование законов математики может привести к непредсказуемым последствиям.