По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.42

Московский метрополитен: анализ аварийности за 2018 год

А. А. Кочетков сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 125993, Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: AKochetkov@fa.ru

В статье проводится анализ статистических данных по динамике сбоев Московского метрополитена за 2018 г. Для каждой линии московской подземки рассчитаны такие показатели, как средняя «наработка на отказ», среднее число сбоев в месяц, среднее время восстановления после сбоя. Доказано, что вероятность сбоев и отказов в метро возрастает во второй половине календарного месяца в сравнении с первой половиной. Определены наиболее «аварийные» даты каждого календарного месяца, на которые приходится наибольшее количество сбоев. Рассчитаны общие показатели для метро в целом (без разреза по линиям), такие как: общее количество отказов, средняя интенсивность аварийного трафика, среднее время «простоя», средняя приведенная интенсивность потока аварийного трафика метро. Предложены отдельные рекомендации по составлению дополнительных аварийных графиков для отдельных подразделений (служб) метро.

Литература:

1. Рыкова В. Теория надежности: монография. — М.: Нефть и Газ, 2003. — 25 с.

2. Райзер В. Д. Методы теории надежности в задачах нормирования расчетных параметров строительных конструкций. — М.: Стройиздат, 1986. — 192 с.

3. Барлоу Р., Прошан Ф. Математическая теория надежности и испытания на безотказность: пер. с англ. — М.: Советское радио, 1969. — 488 с.

4. Теория массового обслуживания. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window. edu.ru/resource/124/47124/fi les/sssu068.pdf (дата обращения 14.12.2018).

5. Половко А. М. Основы теории надежности. — М.: Наука, 1964. — 446 с.

6. Три основы теории массового обслуживания. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// blog.posevin.com/study/tri-osnovy-teorii-massovogo-obsluzhivaniya/ (дата обращения 01.12.2018).

7. Анализ трафика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.justogroup.ru/ dokumentacija/cisco/unifi cirovannye-kommunikacii/analiz_trafi ka_voip.pdf (дата обращения 05.12.2018).

8. Гречко М. Засекреченные станции метро Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. — М.: АСТ, 2013. — 352 с.

9. Зверев В. Л. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 269 с.

10. Зиновьев А. Н. Сталинское метро. — М., 2011. — 235 с.

11. Катцен И. Метро Москвы. — М.: Московский рабочий, 1947. — 178 с.

12. Колли Н., Кравец С. Архитектура Московского метро. — М.: Всесоюзн. акад. архитектуры, 1936. — 195 с.

13. Кудзис А. П. Оценка надежности железобетонных конструкций. — Вильнюс: Моклас, 1985. — 155 с.

14. Ларичев Е., Анастасия У. Московское метро. Путеводитель. — М.: КнигиWam, 2007. — 168 с.

15. Лужин О. В. Вероятностные методы расчета сооружений. — М.: МИСИ им. Куйбышева, 1983. — 122 с.

16. Одриосола М. Московский метрополитен как культурный феномен. — М.: Ленанд, 2017. — 152 с.

17. Свешников А. А. Прикладные методы теории случайных функций. — М.: Наука, 1968. — 463 с.

18. Синицын А. П. Расчет конструкций на основе теории риска. — М.: Стройиздат, 1985. — 304 с.

19. Чепкунова И., Костюк М., Желудкова Е. Московское метро. Подземный памятник архитектуры. — М: Фонд «Связь эпох», 2016. — 376 с.

20. http://www.mosmetro.ru/ (дата обращения 19.12.2018).

21. http://www.rostransport.com/article/2168/ (дата обращения 20.12.2018).

22. Хан Г., Шапиро С. Статистические модели в инженерных задачах. — М.: Мир, 1969. —396 с.

За прошедший, 2018 г. Московский метрополитен характеризуется следующими результатами (см. табл. 1). Январь — март 2018 г. был отмечен относительно устойчивой частотой сбоев1 , не превышающей пары раз в месяц на таких линиях, как Арбатско-Покровская, Замоскворецкая, Серпуховско-Тимирязевская и Таганско-Краснопресненская.

В апреле — мае 2018 г. резко возросла аварийность на Таганско-Краснопресненской (почти в 4 раза), что возможно связано с сезонной составляющей (приток экономически активного населения в поисках работы или учебы). В мае 2018 г. на Таганско-Краснопресненской произошло 6 сбоев.

Июнь — август 2018 г. не были отмечены серьезной аварийностью на линиях, несмотря на возрастание сбоев на Калужско-Рижской линии (3 сбоя в июне и в августе). Это связано с некоторым перераспределением пассажиропотока, который устремился в сторону «отдыха» и «летних каникул». Традиционно в летние месяцы наблюдалось относительное снижение пассажиропотока и уменьшение количества сбоев.

С началом нового учебного 2018 г. неполадки и задержки закономерно увеличились. Особенно это было заметно в сентябре — октябре 2018 г. Эти месяцы отмечены возрастанием аварийного трафика на Сокольнической линии — до 4 сбоев за месяц, а на Арбатско-Покровской, Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линиях — 5 сбоев в месяц, а также значительно увеличились задержки на Таганско-Краснопресненской линии. Особенно много было сбоев на Таганской линии в октябре месяце — 12, что в 3 раза больше, чем в сентябре. Причины аварийности: изношенные вагоны «ЕЖ», неисправные семафоры, инциденты с пассажирами и т. д. Оценивая совокупное число сбоев на всех ветках, легко увидеть, что количество сбоев значительно увеличилось во втором полугодии 2018 г. по сравнению с первым полугодием.

В табл. 2 приведены подсчитанные средние данные по каждой линии веток метро.

Из табл. 2 мы видим, что почти на всех линиях ситуация достаточно стабильная — у них в среднем происходит только 1–2 сбоя в месяц. Однако у Замоскворецкой линии, КалужскоРижской линии, Сокольнической линии и Таганско-Краснопресненской линиях показатель среднего значения по сбоям в месяц равен 3 или больше. Эти цифры имеют важное практическое значение, так как они должны быть запланированы в оперативной и технической работе соответствующих служб Московского метрополитена. Действительно определенные структурные единицы метрополитена, такие как служба пути2 , служба пассажирских обустройств, служба движения, служба электроснабжения должны быть готовы к немедленному устранения неполадок, которые обязательно произойдут за месяц; наготове должны быть бригады техников, пожарных расчетов и других специалистов, которые обязаны в максимально короткий срок устранить внештатную ситуацию. Особенно это важно, когда календарная дата приближается к средней «наработке на отказ». У соответствующих служб метро должен быть плановый график возможных аварий с конкретными датами и сроками. А сами службы московской подземки должны обладать соответствующим потенциалом и ресурсами. Здесь справедлива будет поговорка «Кто предупрежден, тот вооружен». Несмотря на кажущуюся хаотическую динамику происшествий на линиях, она подчиняется определенным статистическим закономерностям, а игнорирование законов математики может привести к непредсказуемым последствиям.

Для Цитирования:
А. А. Кочетков, Московский метрополитен: анализ аварийности за 2018 год. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: