Демографические процессы в современном обществе приводят к увеличению дегенеративных заболеваний опорно-двигательной системы у пациентов старших возрастных групп. В связи с этим в последние годы отмечается всевозрастающий интерес научной и практической медицины к дегенеративной патологии крупных суставов [13].
Артропластика коленного сустава позволяет влиять на уровень физической и социальной активности независимо от возраста [14], тем не менее в связи с ростом популяции подобных пациентов растет и количество осложнений [3, 10, 15].
В России продолжает расти число пациентов с остеоартритом. Гонартроз, например, занимает четвертое место среди причин утраты трудоспособности у женщин, восьмое — у мужчин. По результатам многочисленных исследований происходит увеличение заболеваемости данной патологией до 71 % среди лиц старше 65 лет [4]. В связи с этим остеоартрит остается главной проблемой среди заболеваний костно-мышечной системы [6].
Остеоартрит коленного сустава обычно представляется патологией, в основе которой находится повреждение гиалинового хряща сустава, патологическое костеобразование, определенные изменения в синовиальной жидкости, а также в капсуле сустава.
Традиционно остеоартрит рассматривался как заболевание, обусловленное первичным нарушением структуры суставного хряща. Под воздействием этиологических факторов происходят дегидратация и дезагрегация хряща, разрыв коллагеновых волокон, вследствие чего хрящ истончается, теряет эластичность и утрачивает предназначенную ему функцию, что ведет к развитию субхондрального остеосклероза, кистовидной перестройке, образованию краевых остеофитов. В настоящее время показана роль иммунных механизмов в развитии хрящевой деструкции. Индукция интерлейкина 8, фактора некроза опухоли α и интерлейкина 1β была значительно повышена в синовиальной жидкости сустава с остеоартритом [12]. Метаболические изменения в составе синовиальной среды суставов можно отнести к факторам риска развития инфекционных осложнений [7].