Внебольничная пневмония (ВП) остается актуальной проблемой здравоохранения. Стабильной остаётся достаточно высокая летальность при заболевании, постоянный рост резистентности к типовым возбудителям, проблемы рациональной фармакотерапии. Повышение уровня знаний студентов медицинских институтов способствует в дальнейшем улучшению качества ведения пациентов с ВП, в связи с чем разрабатываются различные методики оценки и контроля исходных знаний будущих специалистов. Одним из таковых методов является фармакоэпидемиологический срез знаний путем проведения анкетирования [1–9].
Цель исследования: оценить уровень знаний студентов 5–6 курсов медицинских вузов в вопросах этиологии, диагностики и терапии внебольничной пневмонии при помощи метода анонимного анкетирования.
В рамках многоцентрового исследования «KNOCAP» (полное название проекта — «The assessment of physician and students’ knowledge of communityacquired pneumonia basics») представлены результаты анонимного проспективного опроса по оценке знаний и предпочтений студентов старших курсов (специальность «Лечебное дело» и «Педиатрия») в вопросах ведения пациентов с ВП. За первый этап проекта (2014–2017 гг.) были получены и проанализированы результаты опроса врачей из двух центров России — Белгорода и Челябинска. Частичные результаты данного и последующих этапов проекта были опубликованы в различных источниках [10–13].
За основу был взят метод анонимного анкетирования, для чего, на основании клинических рекомендаций по внебольничной пневмонии [14], была разработана оригинальная анкета, состоящая из 12 вопросов. За неверный ответ респонденту начислялось 0 баллов, в зависимости от полноты ответа, за неполный или частично верный — от 0,25 до 0,75, за верный — 1 балл. Среднее значение совокупности верных, частично верных и неверных ответов характеризовалось как «средний уровень полноты ответа на вопрос» (СПО), эквивалентное понятие — «средний уровень правильности ответов». На вопросы, требующие обязательного «написательного» ответа (вопросы № 12 и 13), при его отсутствии начислялся 0. Вся информация, внесенная в анкеты, была внесена в электронную базу данных и обработана с помощью прикладных программ Microsoft Excel 2016, IBM SPSS Statistics. Следует подчеркнуть, что данная методика оценки знаний не может полноценно отразить общий уровень компетенции врачей и разработана исключительно для настоящего исследования.