Водоохранно-защитная роль леса является основным преобладающим земельным наделом при всевозрастающем антропогенном воздействии в результате деятельности человека. Она становится одним из факторов экономического развития региона и баланса земельных ресурсов. Проблема мониторинга земель водоохранных лесов является наиболее актуальной.
Многими учеными доказана положительная гидролого-мелиоративная роль лесных насаждений. Поэтому изучение роли защиты водоохранных лесов малых озер и водохранилищ в Республике Башкортостан имеет большое научное и практическое значение.
Цель работы — охарактеризовать экологическую роль основных видов защитных водоохранных лесов в зоне крупных и малых водохранилищ республики. Объектом исследования послужили защитные лесные насаждения преимущественно древесно-кустарниковой растительности: береза, липы, сосны и дуб, произрастающих на склонах малых и крупных водохранилищ Республики Башкортостан.
Земельные участки в Российской Федерации делятся на семь категорий, одной из которых является категория «земли лесного фонда», к ним относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли [1].
Роль земель лесного фонда в водоохранном значении доказана давно. Первые упоминания о роли лесов вдоль рек относятся к 1703 г., со временем Петра I, который предписывал: «произвести опись лесов, стоявших вдоль больших рек на пятьдесят верст, вдоль может не двадцать верст». Твердые породы деревьев — дуб, клен, вяз карагач, лиственницу и сосну (в двенадцать вершников) — рубить запрещалось. Однако водоохранные — защитные леса как особую категорию лесов с более регулируемым ведением народного хозяйства в них фактически стали выделяться после принятия в 1888 г. лесоохранительного закона. Согласно этому закону все леса Европейской части России подразделялись на три категории: защитные, водоохранные и прочие.