Актуальность темы. Продовольственная безопасность для нашей страны в последнее время становится чрезвычайно актуальной [2, 3]. Особенно это относится к производству мяса и мясопродуктов. Одним из важных продуктов в мясном балансе страны является баранина. В России в настоящее время производство ягнятины и баранины, к сожалению, не получило широкого распространения. Это наглядно доказывают данные о структуре произведенного мяса скота и птицы на убой в России в 2014 г. (рис. 1). Очевидно, что на долю производства мяса овец и коз приходится лишь 2,2% [5].
Материал и методика исследований. Проведен опрос населения Саратова и Саратовской области по современному спросу на баранину.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования среди жителей данного региона получены данные, которые показали, что все респонденты (100%) единогласно ответили «да» на вопрос «нужна ли баранина как товар обществу?». Среди опрошенных потребителей баранины сложились разные мнения относительно мероприятий, способных оживить спрос на данный вид мяса (рис. 2).
Из приведенных данных видно, что потребители видят в ка честве основного мероприятия, способного оживить спрос на баранину, – снижение цен (37%). Но для увеличения спроса на баранину использования ценовых методов недостаточно. Целесообразно разработать определенные меры по убеждению потребителя в достоинствах этого вида мяса. Для этого необходимо предпринять ряд маркетинговых мероприятий, а также решить комплекс производственных проблем овцеводческих хозяйств, производителей баранины [1, 4].
При этом установлено, что большая часть опрошенных покупателей баранины (56,1%) считают насыщенность рынка данным видом мяса «слабой» (рис. 3), что указывает на наличие дефицита баранины на потребительских рынках Саратовской области.
Также анализ данных показал, что основными причинами, по которым респонденты не приобретают баранину, являются экономические, их выделили 70,6 % опрошенных. При этом больше респондентов выбирают такой вариант ответа, как высокий уровень цен, меньше – недостаток денежных средств, разница между ними составила 3,6 %, т. е. неудовлетворенность уровнем цен выше. Поэтому необходимо установить цену для покупателя ощутимо ниже, чем на говядину и свинину.