По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Молодые учёные как драйвер развития университета: опыт МФТИ

В.А. Баган проректор по научной работе и программам развития МФТИ

Физтех ещё в 2014 г., на старте своей программы развития, сделал ставку на молодых учёных. Теперь молодые кадры содействуют перестройке самого университета.

Московский физико-технический институт — ведущий российский научно-образовательный центр, который входит в топ-100 самых престижных университетов мира по версии THE. На Физтехе готовят высококвалифицированных специалистов в областях фундаментальной и прикладной физики, математики, информатики, химии, биологии, компьютерных технологий и других естественных и точных наук.

Физтех активно работает с ведущими школами. За прошлый год мы провели переподготовку более тысячи учителей физики, математики, информатики в 20 регионах. Физтех является базовым вузом для тренировки сразу нескольких сборных команд на международные олимпиады. Мы взаимодействуем и с работодателями. Внутренние и внешние опросы свидетельствует о том, что выпускники Физтеха крайне востребованы. Но очень важно использовать эти молодые кадры для перестройки самого университета.

Какие мировые тренды в кадровой политике университетов мы сейчас видим? Социологи посчитали, что наиболее продуктивный возраст в карьере учёного — 36–40 лет. Это касается не только публикационной активности, многие совмещают научную работу с преподаванием. Поэтому привлечение учёных именно этого возрастного слоя является крайне важным для университетов.

При этом уровень оплаты постдоков, то есть молодых кадров, в США значительно ниже зарплаты исследователей более высокого уровня. Это привело к тому, что возникла колоссальная конкуренция за кадры выпускников аспирантуры и вузов на международном рынке. Число постдокпозиций за последние 10 лет выросло на 30 %. Вырос спрос и со стороны индустрии, то есть в неакадемическом секторе медианная зарплата выше примерно в два раза, чем на академических позициях постдоков.

Мы обсуждали это с одним из проректоров ведущего индийского университета в области IT. У них огромная проблема: как продолжать готовить кадры для IT, если сама IT-отрасль вымывает специалистов из университета и, соответственно, практики не идут преподавать.

В чём здесь вызов для российской науки и высшей школы? У нас на сегодняшний день есть 80 тысяч исследователей со степенью кандидата наук на 4 тысячи организаций, которые так или иначе заявляют, что выполняют исследования и разработки, то есть примерно по 20 человек на одну организацию. Но молодые кадры, самые продуктивные, составляют только 30 %, то есть в каждой организации присутствует примерно по пять-шесть человек молодёжи.

Для Цитирования:
В.А. Баган, Молодые учёные как драйвер развития университета: опыт МФТИ. Ректор ВУЗа. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: