Современная медиасистема включает традиционные СМИ и ресурсы «гражданской журналистики», с ее диалогичностью, нестандартностью, доверительностью, гиперлокальностью и т.п. К сожалению, доверие к официальной государственной прессе в последние годы последовательно снижается; телевизионным новостям аудитория также предпочитает интернет-хронику, уходя в социальные сети и мессенджеры — так, в мае 1922 г. социологи отметили снижение за месяц уровня доверия россиян к телевидению с 33 до 23 процентов — для сравнения: в 2021 г. он составлял 46 %, в 2011 г. — 80 % [2].
К журналистике новейшего времени, с ее «кабинетностью», «перепостами», ангажированностью и др., накопилось немало справедливых претензий, тем не менее, вряд ли стоит пренебрегать данной исторически сложившейся, объективно востребованной формой организации жизнедеятельности людей, особым социальным институтом, имеющим все необходимые атрибуты: наличие духовно-практического вида деятельности с определенными функциями и принципами, инфраструктуры, законодательной базы, этических кодексов, системы произведений, специальных профессий, отрасли образования и науки и др.
Одной из задач журналистики как социального института было воспроизведение и воспитание качественной аудитории, в том числе посредством детско-юношеской, а затем молодежной прессы [1]. Медиаобразование в СССР начиналось с «Веселых картинок» и «Мурзилки», продолжалось газетой «Пионерская правда», журналами «Пионер» и «Костер»; затем шли газета «Комсомольская правда», журналы «Ровесник», «Смена», «Юность» и т.д. Они были легкодоступными — продавались в каждом киоске Союзпечати, находились в обязательном перечне школьных, городских и сельских библиотек, приходили по почтовой подписке. Материалы периодических изданий использовались в учебном процессе. То же происходило и с литературой для детей и юношества, с кинофильмами, театральными спектаклями, телевизионными и радиопередачами. Благодаря этому и появилось понятие «самой читающей страны», следует добавить, что при этом и зрительные залы театров и кинотеатров всегда были полны, как и залы музеев и филармоний.