По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Молодежная лаборатория кибер-дрейфа «Точка на карте» как метод изучения городского пространства

Трапезникова Е.С. руководитель отдела музейной педагогики, Музей первого президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

В статье рассматривается опыт лаборатории «Точка на карте» (Музей Бориса Ельцина. Екатеринбург) по адаптации метода ситуационистского дрейфа в цифровую среду — кибердрейфа. Целью лаборатории являлось исследование виртуальных репрезентаций городского пространства Екатеринбурга (исторических и современных) и укрепление локальной идентичности молодежи через художественное осмысление собранных данных. Метод кибер-дрейфа предполагал бесцельную онлайн-прогулку по цифровым следам города (архивные карты, онлайн-карты и панорамы, пользовательский контент, форумы) для преодоления рутинных паттернов восприятия и выявления уникального цифрового образа места. Итогом исследования стали художественные проекты участников, собранные в зин, что подчеркивает взаимосвязь онлайн и офлайн опыта. Лаборатория демонстрирует потенциал кибер-дрейфа как инструмента исследования города и формирования локальной идентичности в цифровую эпоху.

Литература:

1. А.И. Ким, В.К. Копыток, Ю.А. Филиппова, М.В. Цыганков. Применение теории изменений для стратегического аудита и стратегического планирования в России. Счетная палата Российской Федерации, Центр перспективных управленческих решений. М., 2020 — 28 с. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/AuditInsights.pdf (дата обращения 15.06.2025).

2. Ги Дебор. Психогеография. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017, 112 с.

Идея лаборатории «Точка на карте» возникла из проблемы, которую мы выявили в рамках предыдущих проектов, а именно — снижение интереса к истории города, городским событиям среди молодежи. Методология проекта основывается на элементах теории изменений, которая объясняет причины использования тех или иных подходов в социокультурных проектах, а также то, как эти подходы приведут к желаемым изменениям. Метод основывается на следующих инструментах: выявление стейкхолдеров (ключевых аудиторий), оценка ресурсов и построение логической модели, дерева проблем и дерева результатов.

Ориентируясь на выявленную проблему снижения интереса к истории места, команда проекта выдвинула гипотезу о том, что причиной может быть ограниченные перемещения молодежи по городу. Перемещения ограничены местами, связанными с индивидуальными траекториями: дом, учеба, досуг и пр. За последние десять лет можно наблюдать развитие сервисов доставки заказов или пунктов выдачи, что значительно снижает стимул выхода за границы привычной территории. Чтобы выйти за эти границы, мы решили обратиться к методу дрейфа.

Дрейф — ключевое понятие психогеографии, появившееся в середине XX века во Франции. Сегодня его можно определить как бесцельную прогулку по городу, без заданных точек маршрута. Во время дрейфа его участник погружается в абсурдные «ситуации», которые создает себе сам с целью отойти от привычных паттернов поведения в городе. Подобный опыт имеет особую значимость, так как предлагает не ограничиваться традиционными подходами урбанистики или истории, а помогает формировать собственный взгляд через игру, эмоции и чувства. Это помогает человеку сосредоточиться на месте, где он находится здесь и сейчас, обращая внимание на детали. Такой подход побуждает находить собственные смыслы в окружающей среде. Для каждого горожанина или туриста открываются уникальные образы и впечатления, что делает связь с этим местом более личной и глубокой.

В партнерстве с художницей Катей Червонных мы сфокусировались на кибердрейфе т.е. прогулки по онлайн среде, где можно увидеть не только текущее состояние города, но и его исторический и сетевой образ. С одной стороны, переход в виртуальное пространство позволило расширить хронологические и географические рамки проекта, а с другой — отвечало привычному инструментарию выбранной целевой аудитории — молодежь много и легко осуществляет дрейф в виртуальном пространстве с самыми разными целями.

Для Цитирования:
Трапезникова Е.С., Молодежная лаборатория кибер-дрейфа «Точка на карте» как метод изучения городского пространства. Музей. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: