Прежде всего надо отметить, что притягательная сила белой идеи была чрезвычайно велика именно для юношества – самой искренней, непосредственной и импульсивной части нашего народа. Хотя воевать за красных, за «светлое царство социализма», как выразился Аркадий Гайдар в своей автобиографической «Школе», тоже находились юные охотники. Да и на фронты Германской войны нередко бежали сущие дети 15-16 лет1 . Одной из таких отчаянных девушек, нашедших себя в роли сестер милосердия на Германской, а потом и на Гражданской войне, была моя родная бабка Таисия (урожденная Забугина), 1902 года рождения. И таких было немало. Об этом убедительно рассказывают сохранившиеся документы деникинского периода.
Дело в том, что родители некоторых убежавших из дома детей обращались с тревогой на имя главкома с просьбой разыскать их и вернуть домой или в учебное заведение. После чего на долю дежурного генерала при штабе выпадала обязанность, в свою очередь, обращаться к командованию частей с требованием разыскать имярек и доставить «по принадлежности». Занимался этим помощник дежурного генерала, нередко замещавший его, генерал-майор Н.Ф. Эрн. В РГВА сохранились подписанные им объявления и обращения, в которых упомянуты 39 человек таких детейбеглецов 13–16 лет — 38 мальчиков и даже одна девочка — гимназистка Елена Николаевна Ботвиновская 17 лет, которая «из станицы Пластунской скрылась от родителей с целью поступить в одну из частей войск» [3].
В фонде РГВА хранятся соответствующие объявления только за период с февраля по ноябрь 1919 г. Их следует рассматривать лишь в качестве репрезентативной выборки. Но тем не менее, эта выборка объективна, она о многом говорит беспристрастному внимательному взгляду, поскольку содержит в себе зачастую такие подробности, которые трогают сердце современника, рисуя живую картину русской величайшей трагедии, затронувшей самое будущее России.
Обнародуя найденные в РГВА документы такого рода2 , я привожу здесь только наиболее выразительные примеры, способные запомниться надолго, несмотря на сдержанный язык казенных объявлений: 16 л. от роду. Приметы Чубарова — армянин, темный шатен, лицо прыщеватое. Соколов — блондин, сутуловатый, в гимназическом пальто и фуражке» (л. 25);