Идеи о национальных целях государства возникли в глубокой древности. Одним из первых, кто начал рассуждать о них, был Цицерон. В своем трактате «О государстве», он писал, что одной из национальных целей государства является охрана имущественных интересов народа. Размышления на эту тему в дальнейшем нашли отражение в трудах мыслителей последующих культурных эпох, которых волновало настоящее и будущее своих государств. Среди них можно назвать Канта, Локка и других.
Российские ученые также не остались безучастными к этой проблеме. Западники, славянофилы, евразийцы, большевики, рассуждая о будущем России, пытались сформулировать национальные цели, исходя из своих культурно-идеологических предпочтений. В постсоветское время Б. Ельцин создавал команды чиновников, возглавляемые его помощниками для определения национальных целей будущего нашей страны. Что из этого вышло, нам хорошо известно.
Н.Н. Моисеев как патриот и гражданин в горбачевское и ельцинское время пытался понять эти цели, их объективную сущность, предложить свое видение будущего России. По его мнению, «только вглядываясь в будущее, начинаешь понимать сегодняшнее и просчеты вчерашнего» [3, c. 159]. Обратим внимание на то, что и народ должен ориентироваться в национальных целях, которые предлагаются правящей элитой и понимать, что ждет его в будущем.
Моисеев полагал, что национальные цели у всех народов в любые исторические эпохи были одинаковые. Главное было обеспечить народу достойное существование и спокойствие. Конечно, люди по-разному понимали смысл этих слов и пути их достижения, чем и пользовались «властолюбивые и жадные правители»[3, c. 159]. Заметим, что Н.Н. Моисеев не создал целостной системы национальных целей, но те из них, которые он сформулировал, могли бы значительно обогатить и от многого предостеречь перестроечную и постперестроечную Россию, когда так называемые «демократы» пришли к власти. Они не имели никаких национальных стратегических целей, а лишь сиюминутные интересы.