По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.046.4: 614.23 DOI:10.33920/med-03-1910-08

Модульная структура учебных программ постдипломного образования в области радиационной эпидемиологии

Александр Петрович Бирюков д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и радиационной эпидемиологии Медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России E-mail: mereg81@mail.ru
Валерий Петрович Невзоров д-р мед. наук, профессор, кафедры клинической и радиационной эпидемиологии Медикобиологического университета инноваций и непрерывного образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России E-mail: mereg81@mail.ru
Ольга Валерьевна Кузнецова канд. биол. наук, главный внештатный специалист ФМБА России по медицинскому и фармацевтическому образованию E-mail: ippofmbc@mail.ru
Александр Романович Туков канд. мед. наук, заведующий лабораторией ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России E-mail: atukov40@mail.ru
Мария Викторовна Калинина сотрудник кафедры клинической и радиационной эпидемиологии Медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России E-mail: m.kalinina.10@gmail.com

В статье раскрыты теоретические аспекты формирования профессиональной компетентности в системе постдипломного образования при обучении по специальности «Радиационная эпидемиология». Описан авторский подход к выделению основных разделов модульной структуры учебных программ. Описаны основные подходы к реализации модели образовательной среды по формированию профессиональных навыков будущих специалистов.

Литература:

1. UNSCEAR 2006. Report to the General Assembly, with Scientific Annexes. Volume I. Annex A. Epidem iological studies of radiation and cancer. United Nations. — New York, 2008. — P. 17–322.

2. Иванов В. К., Цыб А. Ф. Медицинские радиологические последствия Чернобыля для населения России: оценка радиационных рисков. — М.: Медицина, 2000. — 392 с.

3. Ильин Л. А., Киселев М. Ф., Панфилов А. П. Медико-дозиметрический регистр работников атомной промышленности России. Состояние и перспективы // Бюллетень сибирской медицины. — 2005. — 4. — № 2. — С. 6–13.

4. Бирюков А. П., Котеров А. Н. Вклад радиобиологии в радиационную безопасность // Медикобиологические проблемы жизнедеятельности (Гомель). — 2010. — Т. 1. — № 3. — С. 22–29.

5. Koterov A. N., Biryukov A. P. Role of radiobiology for radia-tion epidemiology using for ra-diation protection // Int. J. Low Radiat. (Paris). — 2010. — Vol. 7. — № 6. — P. 473–499.

6. Алексахин Р. М., Булдаков Л. А., Губанов В. А. и др. Радиационные аварии / Под общ. ред. Л. А. Ильина и В. А. Губанова. — М.: ИздАТ, 2001. –752 с.

7. Бирюков А. П., Иванов В. К., Иванов С. И. и др. Медико-организационное обеспечение РГМДР // Радиация и риск. — 1997. — № 10. — С. 33–48.

8. Бирюков А. П., Котеров А. Н., Туков А. Р. Радиационно-эпидемиологические исследования медицинских последствий аварии на ЧАЭС // Матер. межд. научно-практ. конгресса «Многопрофильная клиника XXI века. Передовые медицинские технологии. Санкт-Петербург, 26–28 мая 2016 г. — Санкт-Петербург, 2016. — С. 30–32.

9. Koterov A. N., Biryukov A. P. The possibility of determining of anomalies and pathologies in the offspring of liquidators of Chernobyl accident by non-radiation factors // Int. J. Low Radiat. (Paris). — 2011. — Vol. 8. — № 4. — P. 256–312.

10. Котеров А. Н. От очень малых до очень больших доз радиации: новые данные по установлению диапазонов и их экспериментально-эпидемиологические обоснования // Мед. радиология и радиац. безопасность. — 2013. — Т. 58. — № 2. — С. 5–21.

11. Котеров А. Н., Ушенкова Л. Н., Бирюков А. П. Специфический комплекс нерадиационных факторов риска социально значимых патологий у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2014. — Т. 10. — № 4. — С. 782–796.

12. Бирюков А. П., Васильев Е. В., Думанский С. М., Галстян И. А., Надежина Н. М. Применение бизнес-интеллектуальных технологий OLAP и Data Mining для оперативного анализа радиационно-эпидемиологических данных // Медико-биологические проблемы жизнедеятельности. — 2014. — № 1. — С. 141–150.

13. Бирюков А. П., Котеров А. Н., Булдаков Л. А. Анализ целевой аудитории электронных ресурсов радиобиологического и радиоэпидемиологического содержания // Медико-биологические проблемы жизнедеятельности». — 2012. — № 2 (8). — С. 24–30.

14. Бирюков А. П., Васильев Е. В., Думанский С. М., Белых Л. Н. Информационно-аналитическое обеспечение радиационно-эпидемиологических исследований // Мед. радиология и радиац. безопасность. — 2014. — Т. 59. — № 6. — С. 34–42.

15. Качура Н. Е. Модульное обучение как педагогическая технология: дисс…. канд. пед. наук. — Тула, 2002. — 204 с.

16. Буркова Е. М. Внедрение технологии модульного обучения в практику школы // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 4. — С. 47–52.

17. Рудницкая С. В. Модульное обучение как целостная система: дис…. канд. пед. наук. — СПб., 1996. — 213 с.

18. Шамова Т. И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. — 2004. — № 4. — С. 5–8.

В настоящее время разработка способов защиты человека от ионизирующего излучения становится неотложной задачей, а изучение состояния здоровья населения, подвергшегося облучению в результате воздействия техногенных источников ионизирующего излучения, продолжает оставаться одной из важных проблем науки и здравоохранения [1–6].

При этом количественные основы регламентации радиационного воздействия, по сути, сведены к эпидемиологическим протоколам — описательной дисциплине с аппаратом медицинской статистики [5]. В трудах ведущих российских и зарубежных авторов утверждается, что базу для расчета радиационных рисков в первую очередь формирует радиационная эпидемиология [2, 4]. К примеру, в монографии [7] отмечается, что оценка эффектов облучения, важных в плане радиационной безопасности, в первую очередь связана с эпидемиологическими исследованиями в Хиросиме и Нагасаки: «Другого подхода для оценки отдаленных радиационных эффектов практически не существует» [7]. Сходные построения можно найти и в других публикациях регламентирующего характера [2, 3].

В то же время накопление огромных массивов радиационно-эпидемиологических данных и доступность вычислительной техники привели к резкому увеличению потоков информации в медицинской отрасли, а развитие стандартных форматов статистической оценки результатов клинических исследований требует постоянной профессиональной подготовки работников медицинских учреждений в данной области. Отсутствие знаний в области радиационной эпидемиологии повышает вероятность возникновения случайных и систематических ошибок в результатах деятельности научных и клинических коллективов, снижает качество соответствующих отчетов и публикаций, что, безусловно, сказывается на рейтинге отечественной клинической науки и практики, особенно в области радиационной медицины и смежных областях [8–9].

Особенно важно квалифицированно представить обучающимся весь объем данной дисциплины в условиях учреждения непосредственно на федеральном уровне занимающегося последствиями радиационных воздействий [3]. Именно такой организацией и является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна», на базе которого функционирует Медико-биологический университет инноваций и непрерывного образования (МБУ ИНО). Уникальный практический опыт и кадровый состав сохранен до настоящего времени на кафедре радиационной эпидемиологии, сотрудники которой имеют многолетний практический опыт работы в данной области, а также являются авторами печатных научных трудов и научно-методических материалов [10–14].

Для Цитирования:
Александр Петрович Бирюков, Валерий Петрович Невзоров, Ольга Валерьевна Кузнецова, Александр Романович Туков, Мария Викторовна Калинина, Модульная структура учебных программ постдипломного образования в области радиационной эпидемиологии. ГЛАВВРАЧ. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: