В Монголии уже скоро начнется строительство железнодорожной ветки Эрдэнэт — Овоот, соединяющей три государства: Монголию, Россию и Китай. Максимальная протяженность пути будет всего 550 км.
Железная дорога в Монголии будет возведена отнюдь не для пассажиров. Основная ее задача — транспортировка угля от Овоота до города Эрдэнэт. Последний связан железнодорожными сетями с Китаем и Россией.
Строительство железнодорожной ветки будет осуществлять компания Northern Railways, являющаяся дочерней фирмой Aspire (разработчик угольного месторождения).
Как отмечают власти Монголии, никаких привлечений сторонних специалистов при прокладке путей нет: 415 км высококачественной дороги планируется проложить в 2020 году. Первые рейсы с углем в сторону России пойдут уже в 2021 году.
Общий запас угля оценивается в гигантский показатель не менее 255 млн т. Финансирование извлечения угля из земли осуществляют Россия и Китай. В ближайшие годы они потратят на реализацию проекта на менее миллиарда долларов. При этом большую часть средств предоставляет именно Китай.
Чистая прибыль компании после уплаты налогов составит не менее $3 млрд. Местные аналитики считают, что показатели могут быть и значительно выше, если Northern Railways сможет организовать поставки угля своим партнерам свыше 16 млн т грузов в год. Кстати, стоимость перевозки по железнодорожной линии составит $19 за тонну.
Крупнейшие монгольские области Хубсугул и Булган получат максимальные выгоды от проекта:
• в регионах создадутся новые рабочие места;
• увеличится доходность местных бюджетов.
Если проект строительства будет успешен, то в этом случае правительство Монголии планирует запустить строительство сети железных дорог. Планы в связке с развитием внутримонгольской промышленности уже разработаны.
Сеть монгольских железных дорог до сих пор не электрифицирована. Крупнейшая дорога — Трансмонгольская железная дорога (соединяет города Сухэ-Батор, Улан-Батор, Замын-Уудэ) протяженностью более 1100 км. От ТЖД отходят несколько ветвей: Дархан — Шарын-Гол, Налайха — Хонгор и др. Вторая линия идет от станции Соловьевск до Баянтумэна. Основной подвижной состав — тепловозы, произведенные в СССР, ГДР и Китае.