По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631 DOI:10.33920/sel-10-2111-01

Модернизация системы утилизации техники

Баулин Н. К. инженер, магистрант, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

В статье приведена мотивация необходимости формирования системы утилизации техники, результаты расчетов финансовых средств, необходимых для создания этой системы в ближайшие 2–3 года, а также базовые положения стратегии развития единой системы утилизации техники, которые могут лечь в основу разработки официального варианта такой стратегии. Разработка и реализация единой стратегии утилизации техники обеспечат получение положительного эффекта всеми участниками процесса утилизации, который в масштабах страны может измеряться десятками миллиардов рублей, многими тысячами новых рабочих мест.

Литература:

1. Трофименко Ф. В., Воронцов Ю. В., Трофименко К. Ю. Утилизация автомобилей: монография. — М.: АКПРЕСС, 2011. — 336 с.

2. Современные тенденции формирования системы рециклинга техники / В.И. Игнатов, А.С. Дорохов, Ю. В. рофименко и др. Под общ. ред. В. И. Игнатова. — М.: Перо, 2019. — 557 с.

3. Ясинская С. Госпрограмма утилизации автотранспорта: попытка номер два // Рециклинг отходов. — 2014. — № 6 (54). — С. 16–20.

4. Дорохов А. С. Система контроля качества деталей сельскохозяйственных машин / А. С. Дорохов, К. А. Краснящих, Д. М. Скороходов. — М.: Редакция журнала «Механизация и электрификация сельского хозяйства», 2019. — 192 с.

5. Положение по организации входного контроля качества машиностроительной продукции, поступающей агропромышленному комплексу / В. Я. Лимарев, В. А. Семейкин, В.М. Корнеев и др. — М.: ОАО «Росагроснаб», 2006. — 30 с.

6. Постановление правительства Московской области от 10.07.2013 № 519/29 «Об утверждении инвестиционной программы Московской области "Развитие системы комплексной утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств в Московской области в 2013–2018 годах"».

7. Постановление от 25 февраля 2014 г. № 104/7 «О внесении изменений в государственную программу Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2014–2018 годы».

8. Семейкин В. А. Предпродажное обслуживание техники в сельском хозяйстве / В. А. Семейкин, В. М. Корнеев, А. С. Дорохов // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». — 2005. — № 1 (11). — С. 95–97.

9. Семейкин В. А. Теоретические предпосылки организации процесса входного контроля качества машиностроительной продукции / В. А. Семейкин, А. С. Дорохов // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». — 2007. — № 2 (22). — С. 92–94.

10. Артюх Н. В, Герасимов В. С., Игнатов В. И., Соловьёв С. А., Трофименко Ю. В. Методика формирования величины утилизационного сбора для формирования системы сельхозрециклинга // Рециклинг отходов. — 2014. — № 6 (54). — С. 26–26.

11. Дорохов А. С. Система входного контроля качества запасных частей / А. С. Дорохов // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2011. — № 8. — С. 27–29.

12. Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 370 «Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».

В последние годы вопросы экологии по различным отраслям находятся постоянно под пристальным вниманием руководителей высшего уровня, ученых и специалистов, причастных к этой проблеме.

Обращение с отходами в агропромышленном комплексе (АПК) является одной из ключевых экологических проблем ввиду того, что отходы, как правило, содержат вторичные ресурсы — полезные вещества и материалы, нерациональное использование которых существенным образом сказывается на их экономической эффективности, а также загрязняют окружающую среду.

Тем не менее к настоящему моменту проведен целый ряд работ, связанных с проблемой утилизации: от решения локальных задач типа создания отдельных видов технологического оборудования до попыток сформулировать базовые положения систем утилизации отдельных видов техники на законодательном уровне.

В России эта важнейшая работа пока носит экспериментальный характер. Первый эксперимент был проведен в 2010 г. [1, 2]. Его основной целью была поддержка отечественных производителей автомобилей. Результаты показали, что утилизация около 50 % машин, на которые были выделены средства, проводилась с нарушением экологических норм, а многие автомобили вообще не попадали на пункты утилизации [3, 4]. Тем не менее эти эксперименты показали экономическую целесообразность проведения утилизации даже при минимальной поддержке государства. В этом эксперименте приняло участие большое количество предприятий, осуществивших утилизацию 600 тыс. автомобилей, что почти на 100 тыс. шт. превысило запланированный экспериментом объем утилизированных машин.

Цель исследования — оценить возможности внедрения системы рециклинга техники в рамках государственной поддержки и помощи предприятиям.

С 1 сентября 2014 г. Минпромторг России возобновил программу утилизации автомобилей. Оценивая эти эксперименты, можно сказать, что предприятия, которые участвовали в этой работе, по сути, уже создали определенную базу для формирования новой отрасли промышленности — рециклинга техники. Госорганам остается только провести организационные работы, создать условия для расширения сферы их деятельности и разработать требования, которые должны соблюдаться, а также систему контроля. До настоящего времени такие регламентирующие правила (порядка) пока не разработаны.

Для Цитирования:
Баулин Н. К., Модернизация системы утилизации техники. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: