По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.454

Модернизация основных виброплит машины первичной выправки железнодороржного пути

Т. С. Титова д-р техн. наук, Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: nttk@pgups.ru
А. А. Воробьев д-р техн. наук, Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: nttk@pgups.ru
Г. С.Милинис д-р техн. наук, Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: nttk@pgups.ru
Д. П. Кононов д-р техн. наук, Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: nttk@pgups.ru
И. В. Бондаренко аспирант, Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: nttk@pgups.ru

В условиях интенсификации движения поездов и повышения требований к безопасности железнодорожной инфраструктуры особое значение приобретает качество выполнения планово-предупредительной выправки (ППВ) железнодорожного пути. Одной из ключевых технологических операций при ППВ является уплотнение балластного слоя, от характеристик которого напрямую зависит устойчивость рельсошпальной решетки, долговечность пути и эффективность эксплуатации подвижного состава.

Литература:

1. Ши Ш., Гао Л., Цай С., Инь Х., Ван С. Влияние подбивочных работ на механические качества балластного слоя на основе метода сопряжения DEM-MBD // Компьютеры и геотехника. — 2020. — Т. 124. — Ст. 103574. — https://doi.org/10.1016/j.compgeo.2020.103574

2. Чи, И., Сяо, Х., Ван, И. и др. Экспериментальное исследование и численное моделирование влияния подшпальных прокладок на динамические и статические механические свойства балластного слоя большегрузных железнодорожных путей // Railw. Eng. Sci. — 32 , 384-400 (2024). — https://doi.org/10.1007/s40534-024-00337-5

3. Иноземцев В. Проблемы повышения качества строительства железных дорог, мостов и транспортных туннелей // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. — 2013. — Т. 31. — № 4. — С. 71–78. — https://doi. org/10.21822/2073-6185-2013-31-4-71-78

4. Щербаков В.В., Карпик А.П., Щербаков И.В., Барсук М.Н., Бунцев И.А. Геодезические технологии контроля параметров уплотнения балласта при строительстве и капитальном ремонте железных дорог с использованием глобальных навигационных спутниковых систем // Геодезия и картография. — 2020. — № 7. — С. 8-13. DOI: 10.22389/0016-7126-2020-961-7-8-13

5. Попович М.В., Волковойнов Б.Г., Атаманюк А.В., Бондаренко И.В. Оценка уплотнения щебёночной призмы путевой машиной // Путь и путевое хозяйство. — 2016. — № 10. — С. 34—38.

6. Об утверждении правил назначения ремонтов железнодорожного пути: Распоряжение ОАО «РЖД» от 17.12.2021 N 2888/р (в действ. ред.) — Текст : электронный // СПС КонсультантПлюс. — Режим доступа: локальный; по договору. — Обновление еженедельно.

7. Атаманюк А.В. Технология уплотнения балластного слоя после его глубокой очистки // Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2009. — №3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-uplotneniya-ballastnogo-sloya-posle-egoglubokoy-ochistki (дата обращения: 25.04.2025). EDN: LRHWYN

8. Крейнис З.Л. Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути: учебное издание / З.Л. Крейнис, Н.П. Коршикова. — Москва: УМК МПС России, 2001. — 768 с.

9. Путевые машины / С.А. Соломонов, М.В.Попович, Б.Н. Стефанов и др.; Под ред. С.А. Соломонова. — М.: Транспорт, 1985. — 375 с.

10. Путевые машины : полный курс : учебник для студентов вузов железнодорожного транспорта / [М.В. Попович и др.] ; под ред. М.В. Поповича и В.М. Бугаенко. — Москва : Учебно-методический центр по образованию на ж.-д. трансп., 2019. — 960 с.

11. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2025660334 : программа для расчета геометрических параметров основной виброплиты машины ВПО3000М / А.В. Атаманюк, М.В. Попович, Г.С. Милинис, А.А. Воробьев, И.Ю. Новосельский ; правообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I». — № 2025617067 ; заявл. 27.03.2025 ; зарегистрир. 23.04.2025. — 1 с

12. Зиновьев Д.В. Основы моделирования в SolidWorks / Д. В. Зиновьев. — Москва: ДМК Пресс, 2017. — 240 с.

Качество уплотнения зависит от геометрических и динамических параметров виброплит, частоты и глубины воздействия, а также от начального состояния балластной призмы. Так, моделирование с использованием дискретного метода (DEM) в сочетании с многотельной динамикой (MBD) показало, что параметры обработки (высота подъема, частота вибраций, глубина воздействия) существенно влияют на компактность и устойчивость балласта [1].

В работах зарубежных исследователей подчёркивается необходимость контроля геометрии частиц, распределения размеров, формы и угловой структуры щебня, а также влияния загрязнения на водопроницаемость и деградацию материала балласта [2].

Анализ этапов эволюции путевых машин показывает, что в Российской Федерации с начала 2010-х гг. развивалась технология интегральной стабилизации (ИСП), реализованная НТЦ НИИОГР и НПП «Инжиниринг Сервис» в составе РЖД: она позволила достичь уплотнения балласта до степени около 20% по всей толще призмы при минимальных структурных разрушениях и без снижений скорости движения поездов после обработке [3]. Сибирский государственный университет путей сообщения предложил систему контроля качества уплотнения на основе GNSS технологий, использовавшую спутниковые системы для оперативной оценки параметров уплотнения в полевых условиях, успешно протестированную на Западно-Сибирской железной дороге в 2019 г. [4].

Отечественные фундаментальные работы (М. В. Попович, В. А. Волковойнов, А. В. Атаманюк и др.) дали масштабный вклад в теорию вибрационного уплотнения сыпучих сред: разработан вероятностный подход к моделированию процесса, установлено влияние динамики взаимодействия рабочего органа и балласта на снижение внутреннего трения, предложены методы расчёта режимов вибрации, амплитуды, скорости удара и отрыва рабочих органов для эффективного уплотнения без разрушения структуры материал [5].

Одним из путей повышения качества и эффективности уплотнения балласта является применение машин первичной выправки пути (МПВ), отличающихся конструкцией рабочего органа, в частности использованием вибрационных плит непрерывного действия. Виброплиты, установленные на передней секции МПВ, обеспечивают горизонтальное виброобжатие балласта в подшпальной зоне. Тем не менее, существующая конфигурация виброплит не позволяет в полной мере реализовать потенциал машин МПВ при выполнении ППВ, поскольку не учитывает особенности предварительно уплотнённого щебня, а также не обеспечивает гибкости в регулировании параметров уплотнения в зависимости от состояния балластной призмы.

Для Цитирования:
Т. С. Титова, А. А. Воробьев, Г. С.Милинис, Д. П. Кононов, И. В. Бондаренко, Модернизация основных виброплит машины первичной выправки железнодороржного пути. Железнодорожник. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: