По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01

Модернизация основных средств: особенности амортизации в бухгалтерском учете и налогообложении

Домбровская Е.Н. канд. экон. наук, доцент департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: Den242@mail.ru

Статья посвящена модернизации основных средств и организационно-методическим аспектам ее проведения и учета. Проанализированы содержание модернизации, ее отличительные особенности, раскрыт порядок проведения и документального оформления. В статье рассмотрен механизм амортизации основных средств учреждений здравоохранения после проведения модернизации. Представлены особенности расчета амортизации в бухгалтерском и налоговом учете. Материал подготовлен с учетом актуальной нормативной документации, в частности письма Минфина России от 23.10.2018 № 03-03-06/1/76004. На практических примерах рассмотрен порядок расчета амортизации модернизированных основных средств.

Литература:

1. Гусев А. Основные средства: монтаж, демонтаж, модернизация // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2017. — № 12. — С. 20–30.

2. Домбровская Е.Н. Ремонт, реконструкция и реставрация: как учесть расходы // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2016. — № 12. — С. 29–36.

3. Домбровская Е.Н. Учет капитальных вложений в объекты государственной собственности // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2015. — № 9. — С. 24–31.

4. Домбровская Е.Н. Экономические выгоды от использования основных средств в бюджетных учреждениях // Бухучет в здравоохранении. — 2017. — № 8. — С. 20–23.

5. Качкова О.Е. Учет амортизации основных средств бюджетных учреждений по обновленным правилам // Бухучет в здравоохранении. — 2016. — № 8. — С. 9–19.

6. Федченко Е.А. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств при первом применении стандартов государственного сектора // Бухучет в здравоохранении. — 2018. — № 6. — С. 12–20.

Медицинские учреждения часто сталкиваются с необходимостью проведения модернизации основных средств. Нельзя путать модернизацию с ремонтом, поскольку порядок их бухгалтерского и налогового учета различается. Для толкования разных терминов, связанных с восстановлением технических характеристик основных средств, обратимся к Налоговому кодексу РФ.

В соответствии со ст. 257 НК РФ модернизация по содержанию схожа с такими понятиями, как достройка и дооборудование. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Реконструкция характеризуется переустройством существующих объектов основных средств, связанным с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемым по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Таким образом, модернизация приводит к качественному улучшению основных средств, которые в итоге могут испытывать повышенные нагрузки, получают новые качественные характеристики или новое технологическое назначение.

В соответствии с п. 19 ФСБУ для организаций государственного сектора «Основные средства» в результате модернизации происходит изменение балансовой стоимости объекта основных средств после его признания в бухгалтерском учете.

Для признания расходов на проведение модернизации требуется правильное документальное оформление не только самих расходов, но и распорядительной документации, предшествующей проведению работ. В частности, необходимо оформление приказа руководителя учреждения о проведении модернизации. В приказе обязательно должны быть указаны причины проведения работ по модернизации; данные об основном средстве, включая его остаточную стоимость на начало проведения модернизации; способ проведения модернизации (силами сторонней организации или своими силами); сроки проведения работ.

Для Цитирования:
Домбровская Е.Н., Модернизация основных средств: особенности амортизации в бухгалтерском учете и налогообложении. Бухучет в здравоохранении. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: