Динамичное бытие человека в современном мире перестало укладываться в рамки онтологии предмета, а точнее, того природного объекта, который существует в мире и который традиционно исследовался и до сих пор исследуется позитивной наукой. Сегодня речь идет о переводе внимания с онтологии предмета на онтологию процесса, на собственно коммуникацию. Постнеклассический научный подход ставит вопрос о «человекомерности» знания [5], то есть учится видеть то непреложное обстоятельство, что автором открытий, непосредственным участником создания традиционного объекта науки является человек. Философский, мировоззренческий подход постоянно корректирует жесткость естественно-научной парадигмы, подчеркивая ценностные факторы науки, гуманитарные аспекты не только социальных и культурных, но и собственно естественно-научных исследований. Однако все эти действия, как правило, «опаздывают», поскольку осуществляются только после получения результата и возникновения очевидных проблем.
Сегодня актуальной становится задача создания теоретических концептов и технологий изначального соизмерения создаваемых перспективных объектов с человеком, что вполне согласуется с современной практикой конструирования научных теорий [1]. Она может получить свое плодотворное развитие в сфере гуманитарного знания в рамках постнеклассического подхода к пониманию развивающегося мира. Важно сделать соразмеренность человека и создаваемого объекта не скрытой, а осознаваемой, представленной в методологическом подходе, исследовательском инструменте. В принципе надо решить задачу, которую ставил академик И.Т. Фролов, исследуя проблему познания человека: перевернуть пирамиду — не человека изучать сквозь все науки, а науки рассматривать через призму человека1. В этом случае получаемый научный результат будет уже в своей основе сопряжен с гуманитарной составляющей, что позволит эффективно развиваться научной теории, соответствовать динамике изменений современного общества.