По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Модернизация образовательного пространства через призму коммуникативной онтологии

Ярославцева Елена Ивановна заместитель заведующего сектором методологии междисциплинарных исследований человека, ФГБУН «Институт философии Российской академии наук», кандидат философских наук, доцент, 119991, Россия, Москва, ул. Волхонка, д. 14/1, стр. 5, e-mail: iph@iph.ras.ru

В статье показано, что гуманитарные процессы становятся все более важными в развитии современного мира, выявляя ключевые аспекты философского понимания взаимоотношений природы и человека, практики исследования коммуникативноинформационных процессов индивидуального и социального бытия человека.

Литература:

1. Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. — М.: Какон +, 2009.

2. Макклюен М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / Перевод И.О. Тюриной. — М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005.

3. Маклюен Г.М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. Understandingmedia. — М.: Жуковский, КАНОН-пресс Ц, Кучково поле, 2003.

4. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. — М.: Прогресс-Традиция, 2001.

5. Степин В.С. Теоретическое знание. — М.: Прогресс-Традиция, 2003.

6. Фролов И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы. Дискуссии, обобщения. — М.: Издательство ЛКИ, 2008.

Динамичное бытие человека в современном мире перестало укладываться в рамки онтологии предмета, а точнее, того природного объекта, который существует в мире и который традиционно исследовался и до сих пор исследуется позитивной наукой. Сегодня речь идет о переводе внимания с онтологии предмета на онтологию процесса, на собственно коммуникацию. Постнеклассический научный подход ставит вопрос о «человекомерности» знания [5], то есть учится видеть то непреложное обстоятельство, что автором открытий, непосредственным участником создания традиционного объекта науки является человек. Философский, мировоззренческий подход постоянно корректирует жесткость естественно-научной парадигмы, подчеркивая ценностные факторы науки, гуманитарные аспекты не только социальных и культурных, но и собственно естественно-научных исследований. Однако все эти действия, как правило, «опаздывают», поскольку осуществляются только после получения результата и возникновения очевидных проблем.

Сегодня актуальной становится задача создания теоретических концептов и технологий изначального соизмерения создаваемых перспективных объектов с человеком, что вполне согласуется с современной практикой конструирования научных теорий [1]. Она может получить свое плодотворное развитие в сфере гуманитарного знания в рамках постнеклассического подхода к пониманию развивающегося мира. Важно сделать соразмеренность человека и создаваемого объекта не скрытой, а осознаваемой, представленной в методологическом подходе, исследовательском инструменте. В принципе надо решить задачу, которую ставил академик И.Т. Фролов, исследуя проблему познания человека: перевернуть пирамиду — не человека изучать сквозь все науки, а науки рассматривать через призму человека1. В этом случае получаемый научный результат будет уже в своей основе сопряжен с гуманитарной составляющей, что позволит эффективно развиваться научной теории, соответствовать динамике изменений современного общества.

Для Цитирования:
Ярославцева Елена Ивановна, Модернизация образовательного пространства через призму коммуникативной онтологии. Ученый совет. 2014;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: