Технология получения наплавкой твердых износостойких покрытий предполагает нанесение определенным способом на рабочую поверхность детали твердого сплава, выбранного в соответствии с условиями эксплуатации. Независимо от способа нанесения традиционные технологии направлены на получение сплошного износостойкого покрытия, резко отличающегося по своим физико-механическим свойствам от основного металла наплавляемой детали. В процессе наплавки, вследствие достаточно высокой хрупкости износостойких сплавов и внутренних напряжений, в наплавленном твердом сплаве возникают микро- и макротрещины, а карбиды и бориды в структуре мог у т так же вызывать эффек т «внутреннего надреза» и ослаблять несущую способность покрытия. Сказанное в значительной степени относится к наплавке так называемых композиционных сплавов, например релиту — гранулированному сплаву карбидов вольфрама WC — W2C.
Условия эксплуатации деталей с наплавленными износостойкими покрытиями весьма разнообразны. Так, рабочие поверхности деталей горного, горно-обогатительного и нефтедобывающего оборудования и инструмента, контактирующего с горной породой, подвергающиеся интенсивному абразивному изнашиванию, могут испытывать значительные контактные и динамические нагрузки. При этом наличие дефектов в структуре и высокая хрупкость твердого сплава покрытия существенно повышают риск его хрупкого разрушения (отслаивания, скалывания и выкрошивания). Это обстоятельство, а также высокая стоимость и дефицитность твердых наплавочных сплавов снижают эффективность и существенно ограничивают применение твердых сплавов в условиях высоких контактных и динамических нагрузок. Выбор наплавочных материалов при этом определяется компромиссом между его стойкостью против абразивного изнашивания и динамической прочностью.
Одним из условий расширения возможностей использования твердых сплавов, повышения надежности и эффективности износостойких покрытий при работе в условиях контактных и динамических нагрузок является применение известных из механики разрушения методов торможения и остановки трещин, развивающихся в твердом наплавленном покрытии, создание на их пути барьеров (дополнительных элементов), поглощающих энергию и увеличивающих работу разрушения [1–4].