В настоящее время отечественные предприятия различных форм собственности активно реализовывают проекты по созданию собственных бизнес-моделей. Объясняется данный факт наличием объективных экономических, организационных, нормативно-правовых, политических и иных факторов, а также наличием документированной бизнес-архитектуры предприятия [9], выступающей обязательным условием его сертификации по международным и национальным стандартам, определяющим требования к структуре и порядку построения бизнес-архитектуры (рис. 1).
Корневая модель (см. рис. 1) выполняет функцию идентификатора бизнес-процессов, далее происходят их детализация, разработка документированной информации по описанию в СМК. В результате стандартизированная модель бизнес-архитектуры предприятия представляет следующую цепочку: корневая модель бизнес-процессов — классификатор процессов — документы с описанием бизнес-процессов — диаграммы, технологические карты — блочные схемы бизнес-процессов — система менеджмента качества. Поскольку описание функций бизнес-процессов гармонизируется посредством корневой модели (см. рис. 1), то существуют явные предпосылки создания функционально интегрированной модели предприятия, учитывающей согласование выполняемых функций подразделениями, ответственными за процессы.
Отметим, что эффективность разработки модели бизнес-архитектуры обусловлена внешними и внутренними факторами организационной системы (предприятие, компания) и необходимостью выбора оптимизационных решений в системе управления. При этом модели с управлением, применяемые для оптимизации конкретных действий, описываются уравнениями вида (формула 1):
где u (t, х) — управляющая функция, выбор которой относится к компетенции субъекта управления.
В каждом конкретном случае управляющая функция выбирается из условия достижения цели, стоящей перед системой управления, которая в теории систем формулируется в виде задачи максимизации (минимизации) функционала (формула 2):
Как показывает опыт ведущих компаний, стабильность, эффективность развития бизнеса и качество управления вне зависимости от масштабов и специфики их деятельности определяются реализуемой концепцией риск-менеджмента.