По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Моделирование риск-менеджмента в системе менеджмента качества

Айна Махметова кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и психологии Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Ключевые слова:

Литература:

1. ISO 9000. Quality management // ISO — Management and leadership standards. 2011. — URL: http://www.iso. org/.

2. ISO 9001:2015. Новые требования. Сравнение с ISO 9001:2008 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.kpms (дата обращения: 12.01.2016).

3. ISO 31000:2009 «Риск-менеджмент. Принципы и руководства».

4. Калянов Г.Н. Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://avtprom.ru/arkhitekturapredpriyatiya-i-instrumenty.

5. Локуциевский В.О., Зверева А.И. Основные этапы внедрения ERP-систем // Известия РЭУ им. Г.В. Плеханова. — 2015. — № 2 (20) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. rea.ru/ru/org/managements/izdcentr/ Pages/2(20),2015.aspx (дата обращения: 10.01.2016).

6. Марцынковский Д. Обзор основных аспектов риск-менеджмента [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.cfi n.ru/fi nanalysis/risk/main_meths. shtml (дата обращения: 12.01.2016).

7. Методы менеджмента качества. Методология управления риском стандартизации / П.С. Серенков и др. — М.: НИЦ «ИНФРА-М»; Минск: Нов. знание, 2014.

8. Райков А.Н. Конвергентное управление и поддержка решений. — М.: Изд-во «ИКАР», 2009.

9. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. — M.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 544 с.

10. Управление архитектурой предприятия: Учебное пособие. Пакет мультимедийных приложений / В.В. Кондратьев. — М.: НИЦ «ИНФРА-М», 2015.

11. Управление качеством: учебное пособие / А.М. Елохов. — М.: НИЦ «ИНФРА-М», 2015.

12. Экономика качества, стандартизации и сертификации: Учеб. / О.А. Леонов, Г.Н. Темасова и др.; под общ. ред. проф. О.А. Леонова. — М.: НИЦ «ИНФРА-М», 2014.

13. Экономико-математические методы и модели анализа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. grandars.ru/.

14. Яшин Н.С., Бушуев А.Н. Тенденции модернизации промышленности в условиях вступления России в ВТО // Наука и общество. — 2013. — № 3 (12). — С. 95– 97.

15. Barnett J., Meulbroek L. Honeywell, Inc. and Integrated Risk Management. Harvard Business School, July, 2000.

16. Mahmetova A.E. The Scientifi c Potential of Socio-Economic Development: Theoretical and Methodological Issues // The process approach to quality management of the organization: Monograph. — Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2014.

В настоящее время отечественные предприятия различных форм собственности активно реализовывают проекты по созданию собственных бизнес-моделей. Объясняется данный факт наличием объективных экономических, организационных, нормативно-правовых, политических и иных факторов, а также наличием документированной бизнес-архитектуры предприятия [9], выступающей обязательным условием его сертификации по международным и национальным стандартам, определяющим требования к структуре и порядку построения бизнес-архитектуры (рис. 1).

Корневая модель (см. рис. 1) выполняет функцию идентификатора бизнес-процессов, далее происходят их детализация, разработка документированной информации по описанию в СМК. В результате стандартизированная модель бизнес-архитектуры предприятия представляет следующую цепочку: корневая модель бизнес-процессов — классификатор процессов — документы с описанием бизнес-процессов — диаграммы, технологические карты — блочные схемы бизнес-процессов — система менеджмента качества. Поскольку описание функций бизнес-процессов гармонизируется посредством корневой модели (см. рис. 1), то существуют явные предпосылки создания функционально интегрированной модели предприятия, учитывающей согласование выполняемых функций подразделениями, ответственными за процессы.

Отметим, что эффективность разработки модели бизнес-архитектуры обусловлена внешними и внутренними факторами организационной системы (предприятие, компания) и необходимостью выбора оптимизационных решений в системе управления. При этом модели с управлением, применяемые для оптимизации конкретных действий, описываются уравнениями вида (формула 1):

где u (t, х) — управляющая функция, выбор которой относится к компетенции субъекта управления.

В каждом конкретном случае управляющая функция выбирается из условия достижения цели, стоящей перед системой управления, которая в теории систем формулируется в виде задачи максимизации (минимизации) функционала (формула 2):

Как показывает опыт ведущих компаний, стабильность, эффективность развития бизнеса и качество управления вне зависимости от масштабов и специфики их деятельности определяются реализуемой концепцией риск-менеджмента.

Для Цитирования:
Айна Махметова, Моделирование риск-менеджмента в системе менеджмента качества. Управление качеством. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: