Моделирование и прогнозирование социальных процессов в образовании является актуальной задачей современности. Фундаментальным исследованиям в области прогностики в области образования посвятили свои работы А.Н. Аитов, Т.М. Дридзе, А.С. Панарин, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов и другие авторы. Социальнопедагогическая прогностика как научное направление появилось относительно недавно, и этой теме посвящено не так много работ. Среди авторов, которые занимались этим направлением, можно перечислить Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, И.А. Липского, Л.И. Лурье, В.А. Рождественского, М.Ю. Сорокина и др. Актуальность подобных исследований в образовательной сфере высока, о чем свидетельствуют свежие диссертационные исследования в области педагогики (А.В. Пылев, МГПУ) [1].
Существуют различные системы классификации методов прогнозирования. Б.С. Гершунский [2] представляет следующую классификацию.
По степени формализации:
— интуитивные;
— формализованные.
Интуитивные целесообразно применять, если объект слишком прост, и в этом случае достаточно индивидуальных экспертных оценок, либо, наоборот, слишком сложен и учет чрезмерно большого числа факторов имеющимися в наличии средствами невозможен.
Формализованные методы прогнозирования связаны с привлечением соответствующего математического аппарата (корреляционный и регрессивный анализы, метод группового учета аргументов, факторный анализ, вариационное исчисление, спектральный анализ, математические методы, используемые в теории распознавания образов, теории игр и т.п.). Использование этих методов возможно при достаточно жесткой качественной и количественной определенности параметров прогнозируемых объектов и критериев оценки их оптимального состояния.
По способу применения:
— сингулярные (одиночные, простые);
— комплексные (используются несколько дополняющих друг друга методов).
Б.С. Гершунский утверждает, и автор с ним полностью согласен, что ввиду сложности реальных образовательных объектов и необходимости многофакторного учета сингулярные методы здесь мало подходят для прогнозирования. В комплексном прогнозировании образовательных систем оптимально сочетание следующих методов: