Моделирование в исследованиях различных этапов жизненного цикла технических объектов приобретает все большую значимость в связи с широкими возможностями информационных технологий, которые позволяют получать количественное, визуальное и графическое представления о результатах исследований и, как следствие, повысить качество управленческих решений на основание этих данных. Кроме того, моделирование, выступая как инструмент практического применения, позволяет оценить степень целесообразности использования объекта в реальных задачах. Моделирование, применяемое для оценки технико-экономических показателей исследуемого объекта, позволяет представить перспективу использования объекта, необходимость его технического обслуживания и ремонтов, замены или списания, позволяет получить навыки принятия оптимальных, управленческих решений в конкурентных условиях работы современного предприятия. Принимая во внимание современные реалии работы эксплуатационных организаций, следует отметить, что зачастую специалисты, формируя решение о приобретении новой техники, руководствуются субъективными представлениями о ее надежности, стоимости обслуживания и ремонтов и, как следствие, экономической целесообразности ее использования, что содержит в себе долю вероятности принятия несовершенных решений. Для снижения вероятности подобных рисков при использовании объекта для различного круга задач наиболее приемлемым решением является использование технико-экономического моделирования. Оно позволит при сравнительно невысоких затратах на программные и аппаратные ресурсы спрогнозировать целесообразность использования объекта в реальных условиях; установить полезный срок службы; назначить своевременные периодичности проведения мероприятий по поддержанию и восстановлению работоспособности объектов; рассчитать наработку списания объекта [1–3].
Для решения подобных задач широко применяются методы, основанные на обеспечении минимальных приведенных затрат. В предлагаемом варианте в качестве основы заложено получение максимальной прибыли от эксплуатации машины с обеспечением высоких значений эксплуатационной производительности и максимально возможного, экономически целесообразного срока эксплуатации машины.