По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Модели трансляции специализированного знания: от Античности до Возрождения

Кожаринова Анна Ростиславовна старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», кандидат философских наук Россия, 141221, Московская обл., Пушкинский район, пос. Черкизово, ул. Главная, д. 99., E-mail: anna_adv@inbox.ru

В аспекте оценки истории западноевропейской культуры в статье анализируются две модели передачи специализированного знания от производящего смыслы «творческого меньшинства» к «инертному большинству» (толпе): античная модель и модель эпохи Возрождения, в рамках которых существовали различные взгляды на целесообразность, возможность и механизмы трансляции специализированного знания на язык обыденного сознания представителей толпы.

Литература:

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. — М., 1995.

2. Гераклит / Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. — М., 1955.

3. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 1. — М., 1962.

4. Мальцева С.А., Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: Античность и Средневековье. — СПб., 2006.

5. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3 т. T. I. — М., 1992.

6. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3 т. T. III. — М., 1992.

7. Платон. Государство. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. — М., 1990.

8. Платон.Законы. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4. — М., 1990.

9. Плутарх. Наставления о государственных делах. Гл. 4. — URL: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Plutarh/nastavl.php (дата обращения: 15.05.2015).

10. Роттердамский Э. Похвала глупости. — М.-Л., 1931.

11. Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне Нового времени. — Л., 1974.

12. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Письмо VII. — URL: http:// psylib.org.ua/books/senek03/index.htm (дата обращения: 02.02.2015).

13. Тойнби А. Постижение истории / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 640 с.

14. Философия: Хрестоматия / Сост. проф. П.С. Гуревич. — М., 2002.

15. Цицерон. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. — М., 1999.

А.Тойнби в масштабном труде «Постижение истории» разделяет всех членов общества на две неравновеликие части. К первой он относит творческое меньшинство, способное выдвигать новационные идеи. Их существование является условием развития общества. Ко второй части Тойнби относит инертное большинство, с трудом адаптирующееся к предложенным новациям и способное в лучшем случае только к восприятию и усвоению чужих идей. Творческие личности становятся объектом подражания (мимесиса) со стороны большинства, которое воспроизводит в своих действиях их интеллектуальную или иную деятельность. Воспользуемся терминологией Тойнби для того, чтобы проследить, как менялись в истории западноевропейской культуры модели передачи специализированного научного знания от творческих личностей к инертному большинству (толпе). Однако сначала необходимо сделать ряд терминологических уточнений. Они в первую очередь касаются термина «толпа». В научной литературе толпа не рассматривается вне определенного контекста, внутри и под воздействием которого находится. У толпы присутствуют цели (хотя бы и кратковременно существующие и неотчетливо осмысливаемые), толпа заражена общими чувствами, включение в толпу меняет поведение индивида, устраняет его личностное начало и снимает чувство ответственности за происходящее. Часто слово «толпа» употребляется с отрицательной коннотацией и, как правило, связано с противопоставлением толпы организованной стабильной форме социального взаимодействия (уличным шествием, религиозной процессией, торжественной церемонией, отрядом воинов и т.п.).

Предпосылками образования толп в истории цивилизаций стали урбанизация, способствовавшая росту плотности населения; социальные катаклизмы, разрушающие устоявшиеся формы социальной организации; появление цели, ради которой происходит объединение в толпу, связанное с возрастанием активности народных масс в отстаивании своих прав и свобод. Но существование толп было более или менее ограничено и в пространстве, и во времени. В конце XIX века ситуация изменилась. На арену исторического процесса вышли массы, и «множества стали постоянно выступать в качестве коллективных единств», что ознаменовало собой начало «века масс» или «века толп». При этом слово «толпа» осталось принадлежностью повседневного языка, а слово «масса» стало научным термином культурфилософского знания. В научном дискурсе сложилась ситуация, когда «толпа» стала пониматься как некий прототип «массы», ее первичная элементарная форма, в которой человек приобретает новые, не свойственные ему качества. Итак, в истории философии толпа, как правило, выступает в качестве антипода личности. Именно такое понимание толпы заложено в приведенной ниже типологизации моделей трансляции специализированного знания. Критерием предлагаемой типологизации становится отношение творческого меньшинства к возможности и целесообразности передачи специализированного знания толпе (инертному большинству).

Для Цитирования:
Кожаринова Анна Ростиславовна, Модели трансляции специализированного знания: от Античности до Возрождения. Ученый совет. 2015;11-12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: